Международный кинофестиваль в Москве, в этом году 46-й, пройдет в апреле. Долгое время он остается одним из главных событий в мире киноиндустрии, наравне с показами в Каннах, Венеции, Берлине. Первый кинофестиваль в Москве проходил в 1935 году, тогда в числе жюри находился один из пионеров цветного кино в России Сергей Эйзенштейн также известный по фильмам «Броненосец Потемкин» и «Иван Грозный». Сегодняшний фестиваль – другой, он стал современным медиапространством. О том, чего ожидать от ММКФ 2024 рассказывает журналист Мария Вергер:
Первое, что хочется отметить в этом году – это популярность фестиваля, это 230 фильмов примерно из 50 стран, что на 20% больше, чем в предыдущем году. «…» Председателем основного конкурса Московского международного кинофестиваля будет Фридрик Тоур Фридрикссон, участвовавший в съемках мюзикла «Танцующая в темноте», а также сценарист, режиссер и продюсер Игорь Волошин, актриса Елена Лядова и режиссер документального и игрового кино из Турции Хусейн Карабей. Стартует фестиваль по традиции 19 апреля с картины дуэта мексиканских режиссеров Марианны и Сантьяго Арига под названием «Открытое небо». А завершится фестиваль премьерой российского блокбастера «Майор Гром. Игра» Олега Трофима. Что интересно, в этом году стартует проект «Школа критики», поэтому в мир выйдут не только новые фильмы, но и критики к ним».
Фестиваль обещает быть насыщенным – под одной крышей соберутся режиссеры Турции, Мексики, Ирана, Молдовы, Сербии, Бангладеша. Конкурсов будет несколько, во-первых, из-за большого количества стран – участников, во-вторых, из-за разности возможных форматов, которые не объединить в одну номинацию. Будет основной конкурс, в котором примут участие создатели из разных стран, конкурс документального кино, короткого метра, конкурс «Русские премьеры», отдельно пройдет фестиваль стран БРИКС.И этим не ограничивается весь список программ. Московский кинофестиваль один из немногих продолжает показывать ретроспективу классики в рамках образовательных курсов для студентов. Мероприятие не обошло стороной почти ни один жанр: роуд-муви в «Пути в тысячу ли», хорроры в «Ночи ужасов» и даже мотивирующие фильмы в «Рецепте успеха».Важно, что в условиях санкций кинофестиваль продолжает функционировать как международный, подробнее об этом говорит продюсер и академический руководитель Института кино ВШЭ Полина Ильина:
«Санкции как положительно, так и отрицательно сказались на фестивале. Из минусов я бы назвала значительное сокращение громких и ожидаемых фильмов из Европейских стран, как мы привыкли видеть раньше. Стало меньше статусности в мировом кинообозрении фестиваля, так как мы видим все меньше звездных гостей из США и Европы. Из плюсов я бы отметила то, что программа «Русские премьеры» становится насыщеннее, профессиональнее и громче. ММКФ действительно становится площадкой, дающей путь авторскому кино в российский кинопрокат. Эти картины получают широкую узнаваемость и хорошее освещение в СМИ.Да, международного разнообразия стало меньше, но ММКФ оперативно сменил фокус на фильмы коллег с Ближнего Востока, Азии, Казахстана. И их работы действительно стоят внимания. Несмотря на санкции ни уровень организации, ни уровень освещения в СМИ, ни внимание к фестивалю среди индустрии не снизились — даже добавились новые площадки для проведения, в том числе КТ «Художественный», ставший премьерным наравне с кинотеатром «Октябрь», второй официальной площадкой ММКФ».
До начала кинофестиваля остались считаные дни, он продлится неделю, зрителей ждут новые фильмы и новые впечатления. Режиссеры, приехавшие издалека, популярные у себя на родине, но новые для российского зрителя или дебютанты, имена которых пока еще никому не известны – все они объединяют вокруг себя большое сообщество и дают понять, что кино не имеет границ.
Андрей Шмелёв, корреспондент