Преподавательская деятельность подразумевает постоянное развитие учителя, обучение его новым знаниям, методикам и практикам. Не секрет, что тайминг урока в значительной мере может повлиять на степень усвоения материала учащимся. Хорошо спланированный урок, включающий в себя теоретическую часть, современные коммуникативные методы и технологии, интерактивный формат, а также лаконичное подведение итогов занятия способен отложиться в памяти ученика и заставить его поискать дополнительный материал по этой теме.
Согласно практической методике обучения русскому языку как иностранному (далее-РКИ, прим. ред.) под редакцией Л.С. Крючковой и Н.В. Мощинской, в каждом уроке РКИ можно выделить две стороны: содержательную (языковой или речевой материал) и организационную (формы, методы и приемы работы с этим материалом). На уроке преподаватель стремится реализовать три основные цели: обучающую, развивающую и воспитывающую. Основная (практическая) цель урока русского языка как иностранного — обучающая. Эта цель реализуется через развитие навыков говорения, аудирования, чтения и письма. Одновременно с этим происходит обучение языковому материалу: фонетике, лексике и грамматике.
«Язык, как и любой другой сложный механизм, можно изучать с двух позиций: как он устроен и действует, и как им практически пользоваться», — отмечал известный педагог и лингвист В.Г. Костомаров.
Развивающая цель обучения предполагает, что преподаватель использует изучаемый язык для повышения общей культуры учащихся, расширения их кругозора, увеличения знаний о стране изучаемого языка, ее культуре, науке, литературе. Воспитывающая цель обучения реализуется в процессе работы над текстами различных жанров, в системе бесед с учащимися, через просмотр кинофильмов, обсуждение спектаклей, посещение музеев и выставок. В методической литературе выделяются пять основных типов уроков. Чаще всего сюда относят уроки:
а) формирования и первичного закрепления языковых и речевых умений и навыков,
б) закрепления и совершенствования языковых и речевых умений и навыков,
в) обобщения, систематизации и развития языковых и речевых умений и навыков,
г) проверки, оценки и коррекции знаний, умений и навыков (самостоятельные, проверочные работы),
д) комплексного применения знаний, умений и навыков (контрольные, лабораторные работы, тесты).
Выбор типа урока зависит не только от того, какие цели и задачи ставит перед собой преподаватель, но и от того, какое место в общей системе знаний занимает этот урок. Структура урока РКИ включает как постоянные, так и переменные компоненты.
Основные этапы урока могут быть представлены следующим образом:
1. Организация начала урока, введение в языковую среду.
2. Проверка домашнего задания.
3. Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности на основном этапе урока.
4. Введение нового учебного материала и алгоритма формирования новых речевых умений и навыков.
5. Первичная проверка понимания нового учебного материала.
6. Закрепление новых речевых умений и навыков.
7. Обобщение и систематизация учебного материала.
8. Контроль и проверка новых знаний.
9. Подведение итогов урока.
10. Домашнее задание.
В качестве новых технологий организации занятия РКИ могут быть использованы современные компьютерные технологии, в том числе интерактивные технологии с применением современных средств мультимедиа, а также представленные в формате специальных речевых разминок, в формате кроссвордов и сканвордов, а также в игровом формате (игра-коммуникация, ромашка, цветик-семицветик и так далее). В одном уроке могут сочетаться не все этапы и технологии.
Накануне урока преподаватель составляет модель урока, письменно оформляя это в виде подробного конспекта урока. На открытом учебном занятии Международного центра изучения русского языка МГУ была предложена следующая стандартная схема урока:
1) Начало урока (подготовка к уроку, формулирование цели урока).
2) Введение нового учебного материала и формирование новых речевых умений и навыков (10-15 минут).
3) Первичная проверка понимания учащимися нового материала (5-10 минут).
4) Закрепление новых языковых и речевых умений (20-25 минут).
5) Обобщение и систематизация учебного материала (5-25 минут, в зависимости от типа урока).
6) Контроль и проверка языковых и речевых умений и навыков (5-10 минут).
7) Подведение итогов урока (3-5 минут).
8) Домашнее задание.
В современном мире эффективный тайм-менеджмент применяется в различных сферах деятельности, одной из таких сфер является образование. Благодаря четкому плану урока можно эффективно изложить новый материал и сформировать интерес к изучаемому предмету или к определенной теме – это полностью в руках преподавателя. Можно сделать занятие скучным и неинтересным, а можно разнообразить его путем современных игровых или интерактивных технологий, которые будут полностью вписываться в сценарий урока.
Подготовила Юлия Жемалева, внештатный корреспондент «Бизнес и Образование»