16.06.2024
Фото: Telegraph

В феврале 2023 года Владимир Путин предложил вернуться в России к традиционному сроку обучения в ВУЗах — от четырех до шести лет, — отказавшись от европейской системы образования.

Президент также спешил уверить, что это не будет полноценным «возвращением» в СССР, но корни идеи Путин предложил взять именно оттуда, ведь советское образование всегда считалось лучшим.

Так ли это? Для построения коммунизма советское правительство со всей важностью подошло к реформам в системе образования, так как только умные и образованные люди, по мнению власти Советского Союза, могли ей помочь в этом.

Было ли лучшим советское образование?

Если кратко: да.

Во-первых, дело в доступности среднего образования: в СССР его мог получить каждый. Во-вторых, в школах преподавались все предметы, считающиеся по сей день необходимыми для получения дальнейшего образования с особой внимательностью к деталям учебной программы. Так советские ученики получали хорошие базовые знания во всех областях науки.

По мнению педагогов работавших в те время в школах

«образование в СССР отличалось высоким уровнем универсализма и строгостью, особенно в естественных науках и математике, что гарантировало крепкую базовую подготовку. Однако, система была менее гибкой в учете индивидуальных способностей и интересов учеников». Учителя также замечают, что, несмотря на упор на большой объем учебной информации, «акцент на идеологии мог ограничивать свободу мысли и творческое развитие».

С тех пор образовательная система, несомненно, изменилась: уменьшилось количество учебных часов для получения базового образования, «повысилась роль индивидуальности и технологий». По мнению учителей, гибкость в обучении пришлось компенсировать утратой углубления в фундаментальные науки, что сказалось на универсальности подготовки учащихся. На это утверждение, правда, есть возражения у российской молодёжи. «Бизон» провел опрос среди нескольких учеников, в ходе которого выяснил, что бóльшая часть опрошенных не видит для себя пользу в большом количестве учебных часов, так как не все школьные предметы вызывают у них интерес, и молодежь стремится развиваться в узконаправленных сферах.

Фото: Violity.com

Октябрята, пионеры, комсомольцы.

Ни для кого не секрет, для чего создавались молодежные коммунистические организации, однако помимо идеологического аспекта, в «пионерии» было много от воспитательной системы:

«…я была октябрёнком, и это оставило значимый след в моем детстве. Принятие в октябрята было не просто формальностью, а важным шагом, символизировавшим начало включения в общественную жизнь», — вспоминает Татьяна, учитель математики со стажем более 30 лет.

Самоорганизация, необходимость сделать выбор в раннем возрасте (в октябрята, самую первую ступень пионерии, вступали как правильно в 6-7 лет), все это позволяет рассуждать о пользе существования коммунистических молодежных организациях с точки зрения формирования важных качеств личности с детства.

«Когда я стал октябрёнком, это вызвало у меня глубокие эмоции гордости и важности момента. Это был не только символ вхождения в общество, но и первый шаг к ответственности и осознанию своего места в большом мире», — говорит Николай, преподаватель истории старших классов.

По мнению педагогов, молодёжные организации в СССР были интегрированы в образовательную систему и «способствовали формированию целостной личности».

Как обстояли дела с высшим образованием в СССР?

Стоит отметить, что вместо привычной Болонской системы в Советском Союзе существовала практика специалитета: выпускник старшей школы, а затем специалитета, на котором он отучился 4-5 лет, может рассчитывать на работу по специальности. Однако в мире эти аттестаты о высшем образовании не принимались большинством ВУЗов, так как не имели соответствия принятой в той стране Болонской системе. Но учителя спешат успокоить: ведь система распределения выпускников ВУЗов СССР предполагала, по словам Татьяны, педагога истории в московской школе,

«обязательную отработку на предприятиях на 2-3 года. Это считалось взаимной ответственностью государства и студента: образование было бесплатным, но взамен требовалась служба обществу».

«Современные программно-целевые образовательные системы имеют схожие черты, но в СССР это было более строго регламентировано и являлось неотъемлемой частью образовательной политики», — подтверждает Татьяна.

По мнению учителей, ученики изменились. И действительно: школьники стали значительно более технологичными впору стремительно развивающейся действительности. Молодые люди теперь более информированные из-за доступности различных данных, а кроме того, «ориентированные на индивидуальные достижения», в отличие от советских школьников. Однако не стоит забывать, что дети всегда остаются детьми со своими мечтами, целями, и переживаниями относительно мира и общества вокруг них. На это не может повлиять ни власть, ни образование в лице школ и трудящихся в них учителей.

Анна Кукляева, корреспондент

Поделиться:

от KseniaKors