11.02.2025

В современном мире, где человеческий капитал становится ключевым ресурсом для успеха любой организации, роль HR-специалистов приобретает всё большее значение. HR-отделы являются связующими звеньями между компаниями и их сотрудниками, обеспечивая не только эффективный подбор кадров, но и поддерживают гармоничные рабочие отношения, развивая корпоративную культуру и способствуя росту профессиональных навыков работников. В условиях стремительно меняющегося рынка труда HR-специалисты должны быть не только экспертами в области найма и управления персоналом, но также обладать высокими коммуникативными навыками, эмоциональным интеллектом и способностью адаптироваться к новому.

Еще до недавнего времени никаких HR-специалистов на предприятиях не было. За найм персонала в организациях отвечал ОТДЕЛ КАДРОВ. И зачастую в его функционал входило лишь подбор кандидатуры сотрудника и его документальное оформление. Все собеседования обычно проходил непосредственно руководитель. Он же и решал вопрос о приёме на работу. История создания отделов кадров уходит ещё в эпоху индустриализации общества. Каменщики, плотники, кожевники и другие ремесленники объединялись в гильдии — предвестники профсоюзов. Их усилия были направлены на улучшение рабочих условий и человеческих отношений в коллективе. А с приходом промышленной революции руководители организаций начали нанимать специалистов, которые занимались исключительно работниками. В Англии их называли секретарями благополучия, а в США и Франции — общественными секретарями. Толчком к появлению и развитию структур (отделов, служб), занимающихся персоналом, стали изменения технологий, рост предприятий, увеличение профсоюзов и вмешательство государства в дела рабочих. Не существует точной даты первого появления такого отдела, однако принято считать двадцатый век началом заботы работодателя о своих сотрудниках. В наше время в любой, даже самой небольшой компании, есть работник, отвечающий за работу с персоналом, а в крупных организациях этим занимаются десятки людей.

«HR-специалист играет одну из ключевых ролей. Это человек, который в первую очередь стоит на входе новых сотрудников в компанию. Он как таковой прожектор, который просвечивает людей, проверяет их на компетенции, подбирает нужный персонал. HR-специалист помогает выстраивать компанию. И от него, в частности, зависит, насколько эта компания будет успешна» – комментирует HR-специалист Екатерина Мельник.

Как и любая профессия кадровики или HR-специалисты тоже отмечают свой День- День кадрового работника. В России этот праздник прочно вошёл в число профессиональных с 2005 года. Несмотря на то, что он не установлен официально, знаменательная дата празднуется дважды- 24 мая и 12 октября. Дата 24 мая выбрана благодаря тому, что 1835 года в царской России вышел первый документ регламентирующий отношения между работодателем и подчиненными. Постановление «Об отношении между хозяевами фабричных заведений и рабочими людьми, поступающими на оные по найму». А 12 октября 1918 года решением Народного комиссариата юстиции была принята «Инструкция об организации советской рабоче-крестьянской милиции» и созданы первые кадровые аппараты органов внутренних дел. Эти дни посвящены всем специалистам, работающим в области управления персоналом. Отмечается важность работы кадровиков в организации, их роль в формировании эффективной команды и создании благоприятного рабочего климата.

Переход от кадрового работника к HR-специалисту – это эволюция в области управления персоналом, которая отражает изменения в подходе к работе. Хоть эти термины и используются взаимозаменяемо, они могут существенно отличаться друг от друга. HR, или Human Resources, — это название стало общеупотребительным в последние 20 лет, когда забота о персонале приобрела приоритетный статус. HR-менеджер занимается привлечением, развитием и удержанием талантов, необходимых для достижения стратегических целей организации. А кадровик занимается документацией и кадровым учётом, его работа направлена на соблюдение трудового законодательства и внутренних нормативов компании. Современным специалистам нужно уметь сочетать в себе стратегию и законность действий.

Почти 90 лет назад Иосиф Сталин произнёс фразу, которая и по сей день остаётся актуальной –«КАДРЫ РЕШАЮТ ВСЁ!». Этот слоган как никакие другие слова подчеркивает важность человеческого капитала в любых организациях и проектах. Кадры, или сотрудники, играют ключевую роль в достижении целей и успехе компании, организации или государства. Хорошо подобранные, квалифицированные и мотивированные кадры могут значительно повысить эффективность работы и привести к улучшению результатов. Инвестиции в развитие персонала, обучение и правильный подбор специалистов — это залог успеха.

Однако прежде чем кадровик или HR-специалист переступит порог организации, ему предстоит получить образование. Обучение в области управления персоналом сейчас доступно каждому- от онлайн-курсов до высших учебных заведений. Государственные и частные университеты предлагают программы бакалавриата и магистратуры на факультетах экономики, менеджмента или социальных наук. В бизнес-школах проводят специализированные программы с фокусом на управление человеческими ресурсами. Онлайн-школы запускают курсы по HR, такие как подбор персонала, управление производительностью, трудовое законодательство и другие. Образование может быть разнообразным и адаптированным под необходимые запросы как самого будущего специалиста так и его руководителя. Выбор программы зависит от целей и возможностей, при этом не забывайте о значении постоянного профессионального развития.

«Приём! Приём!» Пройти успешно собеседование у хорошего HR-специалиста дорогого стоит. Ведь в течение 30 минут, а иногда и часа, будущего кандидата незаметно для него «тестируют» на многие как профессиональные так и человеческие качества. Как же подготовиться к собеседованию мечты, чтобы точно взяли на работу? Несколько советов от HR-специалиста Екатерины Мельник:

«1. Проведите ресёрч ( от англ. research -«исследовать», прим.автора) компании. Изучите место, куда вы идёте. Узнайте об истории, культуре, миссии и ценности компании.

2. Будьте открытыми и честными. Не стоит лукавить о ваших заслугах и результатах. По средствам правильного интервью обман всё равно вскроется и повлияет на вашу дальнейшую репутацию.

3. Поддерживайте образ успешного кандидата. Не опаздывайте, лучше приходите заранее. Возьмите с собой распечатанное резюме, это добавит вам плюсик. Одевайтесь уместно, в рамках компании, в которую вы приходите. Слушайте внимательно и не перебивайте.

4.Успокойте своё волнение. Можете продумать и прописать свои ответы заранее. Или проговорить условное «собеседование» со своими близкими».

Кто же будет работать в организации, а кто нет, в конечном итоге решает её руководитель. Но! Без HоRошего специалиста ему здесь точно не обойтись!

Текст подготовила Мария Махова

Поделиться:

от KseniaKors