
Современные университеты всё чаще становятся драйверами технологического развития. Но научные разработки не превращаются в востребованные продукты сами по себе. Это делают технологические лидеры — исследователи, научные руководители и инженеры нового типа с предпринимательским мышлением.
Эксперт Ирина Долгих, директор по развитию стартап-студии «Открытые инновации», поделилась с читателями нашего издания своим профессииональным мнением о том, как формировать новое поколение технологических лидеров внутри университетской среды.
Технологические лидеры: учёные, ориентированные на рынок
Университетская наука сегодня сталкивается с вызовом: открытия множатся, но не доходят до стадии продукта. Причина — разрыв между исследованием и рынком. Его может преодолеть только тот, кто понимает и технологию, и её коммерческую ценность.
«Если в университетских командах появятся технологические менеджеры, понимающие, как из идей ученых вырастает продукт и кто за него заплатит — это уже половина успеха», — подчёркивает Ирина Долгих.
Такой технологический менеджер способен соединять научную логику с предпринимательской практикой.
Университет больше не может быть только центром фундаментальной науки: рынок формирует запрос на доведение технологий до практического применения. Поэтому возрастает значение продуктового мышления: исследователи должны уметь начинать проект «от рынка» — с анализа проблем целевой аудитории, а затем переходить к технической реализации.
Важно подчеркнуть: технологический лидер — это не учёный-предприниматель, а исследователь, способный видеть рынок за своим решением, понимать конечного пользователя, выстраивать команды, привлекать ресурсы и кооперироваться с индустрией. Он не обязательно запускает стартап, но непременно собирает вокруг себя команду с разными ролями, способную превращать идеи в работающие решения.
«Важно не трансформировать учёного в предпринимателя, а научить видеть продукт и рынок за его разработкой», — добавляет Полина Ахметова, директор стартап-студии.
Что должен уметь технологический лидер?
Опыт реализации программ стартап-студии в ведущих российских университетах показывает, что ключевыми для технологического лидера являются:
-способность ориентироваться на результат, ценность и масштабирование;
-фокус на рыночный продукт;гибкость и готовность менять подход;умение формировать междисциплинарные команды и кооперироваться с индустрией;
-грамотное управление интеллектуальной собственностью;навыки общения с заказчиками и инвесторами;
‐умение привлекать ресурсы: от грантов до инвестиций.
Развитие этих компетенций требует системного подхода: образовательных треков, менторства и погружения в реальный предпринимательский и индустриальный контекст. При наличии поддержки со стороны руководства университет может формировать необходимые условия, и это позволит совершить качественный рывок к технологическому лидерству.
Как университеты могут взрастить техлидеров?
Интеграция предпринимательства в университетскую экосистему через стратегическое планирование, инфраструктуру и образовательные программы для формирования и развития кадрового резерва становится определяющим фактором для подготовки будущих технологических лидеров.
Один из ключевых факторов — институциональная поддержка. Даже самый мотивированный учёный не сможет развернуть проект, если ее не будет. Для этого университетам важно выстраивать систему, которая включает:
-офисы технологического лидерства с чёткими полномочиями и сервисами поддержки;
-кадровые треки развития технологических специалистов;
-механизмы отбора и сопровождения проектов;
-мотивационные стимулы;
-стажировки и партнёрства с индустрией.
Практика показывает: наиболее результативны комплексные и продолжительные программы, встроенные в стратегию развития университета.
Оценка успешности таких программ должна учитывать не только рост знаний, но и конкретные продуктовые результаты:
-повышение TRL и CRL — уровней технологической и коммерческой готовности технологий;
-число заключённых соглашений с компаниями;
-объём привлечённого финансирования;количество внедрённых в индустрию решений;
-карьерные изменения участников.
«Школа технологического лидерства» как пример программы для развития технологических лидеров в университете.
Этот формат реализуемый стартап-студией совместно с университетами, позволяет сопровождать участников от идеи до вывода технологий на рынок. Программа построена на реальных проектах и включает: 5 образовательных модулей: от погружения в современный контекст коммерциализации университетских технологий и стратегий работы с научно-техническими продуктами на различных стадиях зрелости до продвижения и PR научно-технических проектов.
Экспертные и визионерские лекции, мастер-классы, деловые игры и проектную работу, встречи с представителями промышленных предприятий и институтов развития.
Индивидуальные трекшн-встречи с командами, промежуточные презентации и групповые консультации.
Систему рейтингов и дашбордов с динамикой прогресса участников и команд, соревновательные механики.
Выпускной в формате площадки для встреч с индустриальными партнёрами и презентации разработок.
Что дают такие программы?
Результаты впечатляют: в рамках восьми Школ, проведённых стартап-студией в партнёрстве с ведущими российскими университетами и научно-образовательными центрами, участники показали значимые достижения: средний объём привлечённых средств командами-участниками каждой Школы составляет 90 миллионов рублей. Руководители университетов принимают стратегические решения на основе экономической логики: объединяют продуктовые направления, закрывают неэффективные, «переупаковывают» технологические решения в соответствии с рыночным спросом.
Программа помогает сформировать внутренний кадровый резерв университета — компетентных сотрудников, способных управлять сложными технологическими проектами и выстраивать мосты между наукой и индустрией.
Университеты получают не просто обученных специалистов, а носителей предпринимательской культуры, готовых брать ответственность за технологическое развитие.
Как не скатиться в формальность?
Университетские программы часто теряют эффективность из-за:
-отсутствия чётких метрик и целей на старте программы;
-формального подхода без привязки к реальным задачам и вызовам;отсутствия постпрограммной поддержки;
-низкой вовлечённости руководства;
-изоляции программы от основной стратегии и процессов университета, таких как развитие кадрового резерва, реализация политики коммерциализации и трансфера технологий.
«Оживить» программу и сделать ее максимально полезной помогут механизмы, которые обеспечивают непрерывность опыта и единое пространство для реализации проектов и взаимодействия всех заинтересованных участников. К таким механизмам относятся:
-мотивация для активных команд во время и после обучения;
-системная работа с обратной связью от участников и экспертов;сильное экспертное сообщество;
-сообщества выпускников;
-интеграция в стратегию университета с привязкой к KPI и карьерным трекам;
-регулярная (ежегодная) реализация программы.
Развитие предпринимательского мышления в университетской среде — не модный тренд, а необходимое условие для превращения университетов в центры технологического прогресса. Университеты, инвестирующие в развитие у сотрудников способности видеть рынок, собирать команды и внедрять решения, становятся точками роста, где рождаются не только знания, но и технологии будущего.
О технологическом лидерстве узнала Ксения Корсукова