«И откроется на Страшном Суде, что единственным смыслом жизни на земле была любовь» — митрополит Антоний Сурожский. Сегодня, 10 февраля, в кинотеатре «Октябрь » в Москве на Новом Арбате состоялся пресс-показ документального фильма культового советского и российского кинорежиссера Сергея Дебижева » Святой Архипелаг». Мне как человеку, который два раза был на Соловецких Островах на конференции, посвященной памяти жертв политических репрессий, этот фильм особенно откликнулся. Премьера фильма запланирована на 8 марта 2023 года. И это действительно то, что стоит посмотреть каждому, потому что в этом фильме Сергей Дебижев не просто показывает Соловки как центр духовной жизни Русского Севера, он осмысливает и переосмысливает основные вехи русской истории и смысл жизни человека. «Не тело над духом, а дух над телом», «Если свет в тебе тьма, то какова же тьма? (Евг.Матфея), «На всем видимом написано свидетельство о невидимом»…. Это только некоторые цитаты или ключевые фразы из фильма. Режиссёр ведёт нас у мысли, что «Соловки это странное падение одних и вознесение других». Герои фильма говорят о том, что сейчас переживает каждый человек, говорят словами многих тысяч людей: «Даже в тяжких войнах Россия всегда воскресала. И последняя война с Гитлером это показала». Документальное произведение Дебижева уже сейчас называют венцом его творческого пути, фильм получил бесчисленное множество наград и международное признание, но построен он на простых и понятных каждому человеку ценностях, а потому смотрится на одном дыхании. Пострижение в монахи и отказ от земной жизни в пользу жизни вечной, повседневность и обычаи Соловецкого монастыря, красивейшая природа зимой и летом, образ Русского Севера как символ преодоления русской души. Политические репрессии 20 века — это история о том, как люди выжили и при этом смогли сохранить свою душу целостной. Духовность в каждом моменте фильма. Зимой земля вокруг Соловецкого монастыря замерзает. Кажется, что монастырь спит, но духовная жизнь в нем кипит, и это есть символ возрождения России. Так бы я поняла тот яркий иносказательный смысл, который Дебижев вложил в свой фильм.
Юлия Жемалева, журналист