12.07.2025
Фото: Бизнес и образование

Некомпетентные эксперты и липовые дипломы — ещё совсем недавно это был путь мигрантов к получению сертификата о знании русского языку как иностранного. Проблема владения русским языком среди мигрантов – это не просто языковой вопрос, это вопрос социальной интеграции, доступа к образованию и работе, а в нынешней ситуации, судя по громким уголовным делам, и вопрос доверия к бизнесу. Идеальная картина задуманная при разработке миграционного законодательства, предполагала плавный переход: мигранты приезжают, учат язык, интегрируются. На практике же вырисовывается совсем другая ситуация, где идеал разбивается о бюрократию и нередко коррупцию. Задумка была проста: раннее языковое обучение, поддержка государства, помощь в адаптации. Дети мигрантов должны были без проблем идти в российские школы, получая необходимую языковую поддержку. Взрослые – легко находить работу, соответствующую их квалификации, и получать ВНЖ, патенты на работу и гражданство после успешной сдачи экзамена на знание языка. На деле же все обернулось иначе-возможность сдачи экзаменов для мигрантов в коммерческих структурах стала плацдармом для «креативных» идей недобросовестных бизнесменов. Как итог- потребители услуг и работ тех или иных отраслей, где заняты мигранты, столкнулись с полным недопониманием, в прямом смысле, работников этих сфер. В школах и детских садах педагоги испытывали затруднения в общении с детьми гражданами иностранных государств.

Введение тестирования для детей мигрантов при поступлении в школу стало, по сути, дополнительной мерой поддержки и развития образования в России для детей владеющих русским языком с рождения. Для многих детей- мигрантов, особенно из малоимущих семей, где родители сами плохо владеют русским, подготовка к такому тесту становится непосильной задачей. Многие из них стараются попасть до школы в частные детские сады, где ребёнок хотя бы за год может тем или иным образом освоить «великий и могучий». Однако плата за пребывание ребёнка в частной дошкольной организации становится неподъемным бременем для семьи иностранцев. Нововведение -тестирование детей мигрантов перед школой- позволяет детям, для которых русский язык является родным, «не тормозить» свое образование в школе. Ведь ученик не знающий национальный язык России на уровне достаточном для получения образования не только сам не успевает по программе, но и «заставляет» весь класс (до 25 человек- прим.автора) также с трудом изучать предметы.

Ситуация с экзаменами на знание русского языка как иностранного, истории России и основам законодательства РФ для взрослых и вовсе в один момент вышла из-под контроля. До декабря 2024 года подобные услуги могли оказывать как государственные, так и коммерческие организации. Масштабные уголовные дела, затронувшие многих сотрудников коммерческих структур, которые организовывали пункты сдачи этих экзаменов, говорят сами за себя. Вместо объективной оценки знаний, мы наблюдали расцвет коррупции: за деньги можно было купить сертификат, подтверждающий знание языка, даже если его на самом деле нет. Это временно пошатнуло доверие к системе, которая должна гарантировать прозрачность и равные возможности для всех.

Один из ярких примеров ситуация в Казани, а именно, громкий судебный процесс над руководством юридической фирмы «Фемида-К» и четырьмя преподавателями русского языка. Их обвиняют в организации фиктивных экзаменов для мигрантов, желающих получить сертификаты о прохождении экзамена по русскому языку как иностранному. По версии следствия, около 700 иностранцев, в основном граждане Узбекистана, Туркменистана, Кыргызстана, Палестины и Турции, получили документы, подтверждающие владение русским языком, фактически не пройдя проверку знаний. Схема мошенничества проста: преподаватели заранее готовили ответы письменной части экзамена и предоставляли их мигрантам, чтобы создать видимость прохождения тестирования под видеокамерами. При этом, как утверждает обвинение, многие из экзаменующихся не владели русским языком на необходимом уровне.

Уголовный процесс в Казани высветил проблему коммерциализации процесса проверки знаний русского языка среди мигрантов. Злоупотребления со стороны некоторых коммерческих структур, которые фактически торговали сертификатами, игнорируя реальный уровень владения русским языком, привели к необходимости ужесточения контроля. Прецедент в Казани стал ярким свидетельством необходимости передачи всех прав по организации и принятию экзаменов на знание русского языка как иностранного только государственным структурам.

По словам сотрудника одного из Московских вузов, сегодня все тестовые задания экзамена генерируются в систем ФИПИ (Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Федеральный институт педагогических измерений» занимается исследованиями в области оценки качества образования- прим.автора) и экзамен по всем уровням может проходить только по тестам, разработанным ФИПИ. Другое дело, что для разрешения на работу в банке заданий всего было 120 заданий по трем предметам, и эти задания выучивались иностранцами наизусть без понимания смысла. Отсутствие заданий по устной речи (говорению) приводит к тому, что неговорящие иностранные граждане, которые не понимают русский язык сдают тесты на высокие баллы и получают сертификаты.

Еще один показательный случай произошел и в Санкт-Петербурге: директора Центра тестирования Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена оштрафовали за нарушение правил проведения экзамена по русскому языку как иностранному для мигрантов. В состав экзаменационной комиссии, где требуются специалисты с высшим образованием в области филологии, лингвистики, истории или юриспруденции, была включена преподаватель черчения. Несмотря на утверждения директора о прохождении этой сотрудницей переподготовки, суд посчитал эти аргументы необоснованными, поскольку единственное высшее образование преподавателя – в области изобразительного искусства. Это решение подчеркивает важность соблюдения строгих требований к квалификации членов комиссий, принимающих экзамены по русскому языку у мигрантов. В итоге, вместо плавного и органичного процесса интеграции, мы получаем сложную, запутанную и коррумпированную систему, которая зачастую мешает, а не помогает мигрантам адаптироваться.

Но чем же чреват пропуск мигрантов без знания языка? По сути это не просто административное нарушение, а проблема с далеко идущими последствиями. Прежде всего, это серьезно подрывает доверие к системе оценки языковых навыков. Когда сертификаты продаются или выдаются без проверки знаний, результаты всех подобных экзаменов начинают восприниматься с подозрением, пошатнув репутацию государственных и образовательных учреждений. Далее, это создаёт реальную угрозу национальной безопасности. Мигранты, не владеющие русским языком на должном уровне, могут испытывать трудности в понимании законов, инструкций, что опасно в профессиях, требующих чёткости и ответственности – будь то работа с техникой, транспортом или в сфере медицины. Неравный доступ к услугам и ресурсам, вызванный поддельными сертификатами, порождает социальную напряженность и конфликты. Те, кто честно сдал экзамен, чувствуют себя обманутыми, а те, кто получил документ обманным путем, оказываются не готовы к работе, что снижает качество труда и производительность предприятий.

Экономические потери возникают как из-за некачественного выполнения работы, так и из-за государственных затрат на расследование и судебные разбирательства. Проблемы возникают и в образовании: мигранты, не владеющие языком, испытывают сложности с обучением, что требует дополнительных ресурсов и адаптационных программ. Наконец, для самих мигрантов это тоже палка о двух концах: легко полученный сертификат снижает мотивацию к изучению языка, что затрудняет их адаптацию и интеграцию в российское общество, ограничивая доступ к нормальной работе и услугам. В итоге, недобросовестная выдача сертификатов — это удар по справедливости, законности и безопасности, порождающий проблемы во многих сферах и требующий комплексных мер по контролю, повышению прозрачности и борьбе с коррупцией. Проблема владения русским языком, таким образом, вышла далеко за рамки чисто языковых аспектов, превратившись в проблему социального неравенства, бюрократического произвола и, что самое тревожное, масштабной коррупции. Решение этой проблемы требует не только усовершенствования программ языкового обучения, но и глубоких изменений в самой системе, направленных на повышение прозрачности и обеспечение равных возможностей для всех, вне зависимости от их национальности или происхождения.

Проблему сдачи экзаменов мигрантами изучила Ольга Белова

Поделиться:

от KseniaKors

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *