10.10.2024

Эксперты СберУниверситета поделились данными исследования, в котором показано, как проблематика и векторы развития бизнеса влияют на приоритеты в направлениях обучения топ-менеджмента крупных и средних компаний.

Согласно опросу, более 80% респондентов отмечают рост бизнес-показателей и видят потенциал развития своих отраслей. При этом, в условиях высокой турбулентности внешней среды, российский бизнес больше сосредоточен на внутреннем развитии: 58% компаний выбирают путь развития за счет внутренней оптимизации и поиска новых возможностей в рамках имеющегося бизнеса. Лишь 35% руководителей отметили акцент на экстенсивном развитии путем масштабирования бизнеса, выхода на новые рынки и т.п.

Выбор конкретной стратегии зависит от текущего состояния и динамики развития бизнеса. Стратегия компаний, претерпевающих бурный рост, в большей степени связана с оптимизацией бизнес-процессов и инвестициями в новые разработки и продукты. В то же время стагнирующий бизнес ищет выход в создании партнерств и новых совместных продуктов.

Бизнес отмечает и факторы, сдерживающие развитие организаций. В качестве наиболее проблемных областей управления респонденты выделили: «люди и культура» (31%), «операционная эффективность» (30%), «трансформация и развитие» (26%). Основными проблемами в этих областях, по мнению опрошенных, являются нехватка компетенций у управленцев и низкая вовлеченность персонала. Другими сдерживающими факторами выступают неэффективное взаимодействие на разных уровнях организации, несовершенные процессы и неработающая система мониторинга изменений.

Для эффективной реализации своих планов критически важно подобрать правильный подход к развитию управленческой команды, соответствующий намеченному вектору развития. В этом выводе сходятся все респонденты.

«В условиях постоянных изменений способность компаний адаптироваться к вызовам становится ключевым фактором успеха, а постоянное развитие управленческой команды – основным средством достижения этой цели. Бизнесу критически важно понимать потенциальные разрывы между своими стратегическими амбициями и уровнем готовности руководящего состава. В случае идентификации таких разрывов возможно своевременно запустить необходимые процессы подготовки или, на крайний случай, скорректировать планы. Если этого не сделать – высок риск того, что цели и планы в итоге останутся только на бумаге», – комментирует Алексей Суханов, проректор по исследованиям и инновациям СберУниверситета.

Высокая зависимость бизнеса от грамотного менеджмента формирует интерес к обучению руководителей. Респонденты отмечают, что главными стимулами к обучению управленческих команд выступают рыночные изменения (26%) и развитие конкурентов (17%). Руководители расставили приоритеты в развитии основных трех групп навыков следующим образом – социальные навыки (48%), когнитивные навыки (37%), эмоциональные навыки (15%).

В ходе исследования был проведен дополнительный анализ, который позволил установить зависимости между выбранной стратегией развития компании и приоритетными к развитию навыками. Так, развитие командной эффективности и навыков управления людьми чаще отмечали руководители компаний, делающих акцент на улучшение процессов, разработку новых продуктов и построение партнерских связей. Коммуникация и критическое мышление оказались более востребованы среди руководителей, чьи организации планируют приобрести другие компании. В то же время о развитии навыка принятия решений и решения проблем задумываются чаще те, кто делает ставку на открытие новых офисов или выход на новые рынки.

Проблематика бизнеса также влияет на профиль потребностей в развитии навыков руководителей. Например, о необходимости развития социальных навыков чаще говорят в компаниях, где есть проблемы с «тоном сверху»: руководители не привержены целям компании и не всегда находят общий язык друг с другом. Когнитивные навыки в приоритете у респондентов, чьи компании озабочены проблемами организационной эффективности и вовлеченности персонала в проекты развития.

При планировании обучения важную роль играет и фактор его формата. Большая часть респондентов отдает предпочтение традиционным формам – очным программам и электронным курсам. За них проголосовали 47% и 39% опрошенных соответственно. При этом растет интерес к обучению в малых группах, объединенных общими интересами и потребностями: групповой коучинг, выездные стажировки и стратегические сессии. Увеличивается спрос и на интерактивные форматы, предусматривающие игровое взаимодействие: деловые игры, бизнес-симуляции и квесты. Здесь, как и в случае с выбором приоритетных навыков, предпочтения могут варьироваться в зависимости от бизнес-ситуации. Например, высокий спрос на деловые игры чаще предъявляется компаниями, у которых есть сложности в цифровой трансформации, а конференциями больше интересуются компании, заинтересованные в повышении операционной эффективности.

«Разнообразие запросов бизнеса определяет необходимость в создании специализированного и индивидуального подхода при обучении и развитии компетенций кадров. Например, отдельные образовательные форматы, которые не очень популярны в целом, будут более востребованы у компаний, решающих определенную бизнес-задачу», – добавила Ирина Вахрушева, директор проектов Центра открытых и кастомизированных программ школы бизнеса СберУниверситета.
Поделиться:

от KseniaKors