25.04.2024

ФОТО: НАТАЛИЯ ГУБЕРНАТОРОВА

Мессенджер WhatsApp заплатит штраф в размере 3 миллионов рублей.

​​1 июня по решению суда мессенджер WhatsApp был привлечен к административной ответственности за отказ удалить чат с предложением купить антидепрессант «Лирика».

В чате «предприимчивый торговец» предлагает покупателю различные способы доставки препарата и указывает стоимость его дозировок.​

​Скриншот переписки попал в Роскомнадзор , а оттуда уже административное дело прямиком направилось в суд.

Причиной такого строгого «отношения» к антидепрессанту «Лирика» стало то, что препарат прописывается пациентам​ ,в том числе, и с тревожными состояниями. А при постоянном приеме​ он вызывает психическую и физическую зависимость (наркотическим средством не является). Поэтому, его оборот на территории России ограничен.

Соответственно федеральная служба потребовала от руководства компании​ Meta (признана в России экстремистской и запрещена), владеющей мессенджером, удалить этот «рекламный» чат.​Но компания просьбу проигнорировала. За что и поплотилась тремя миллионами рублей.

СМС-рассылка с предложением покупки товаров и услуг в мессенджерах и соцсетях становится​ распространенным явлением. При этом нашего согласия никто, по сути, и не спрашивает. Дистанционно нам предлагают купить множество товаров и услуг: одежду, обувь, косметику, игрушки, записаться на мастер-классы. Нас просят присоединиться к группам, подписаться на получение выгодных кредитов и займов, забрать бесплатно то, что дают, ставить «лайки», оценивать новые продукты интернет-магазинов и даже предлагают работу в свободное время.

Но является ли такая рассылка законной? Или в условиях перехода в интернет-коммерцию и торговлю это считается «правильным» предпринимательством?

По мнению маркетолога Екатерины Васькевич «дистанционные предложения товаров и услуг необходимы​ для привлечения новой аудитории. Бизнес, таким образом, привлекает новых клиентов или оповещает постоянных о каких-либо специальных предложениях. Ранее такая рассылка вызывала шквал негатива у получателей. Отправители улетали в «бан» со скоростью звука. С уходом таргетированной рекламы и популярной соцсети отношение к рассылкам поменялось. Сейчас оно более лояльное и конверсия откликов сильно выросла».

Чтобы обезопасить себя от таких рассылок, эксперт рекомендует «самый действенный и простой метод оградить себя от обмана – перед покупкой тщательно проверить продавца: предложить ему перейти на видео-звонок, посмотреть давность создания его аккаунта, запросить ссылки на клиентов и заключать договоры».

Заполняя многочисленные анкеты в магазине на программы лояльности и получение бонусных карт и скидок,​ мы неосознанно передаем свои контакты в «базу данных», которой и пользуются нерадивые продавцы.Заполнение анкет они приравнивают к даче согласия на обработку персональных данных в рекламных целях.

Юрист Владислав Скворцов прокомментировал данную ситуацию так: «Ответственность​ для отправителя​ в виде административных штрафов и убытков​ наступают в случаях​ несоблюдения законов «О персональных данных» и «О рекламе». Во-первых, нельзя рассылать рекламные предложения без предварительного согласия клиента на обработку персональных данных и получение рекламы. Во-вторых, их получение должно быть на конкретно определенные цели. В-третьих, получатель в любое время может отказаться от получения нежелательных сообщений.В случае возникновения спора, ответственность доказательственной базы лежит на отправителе материалов. Его установление очень важно. Если отправителя не идентифицировать, производство по делу может быть прекращено.Если вы устали от надоедливого спама в мессенджерах и соцсетях, блокируйте отправителя, отписывайтесь от рассылок, обращайтесь в ФАС РФ, Роспотребнадзор и Роскомнадзор, -рекомендует Владислав Скворцов. — Если есть сомнения о товарах и услугах, — лучше откажитесь от них, ведь хороший товар сам себя хвалит».​

Автор: Алла Георгиева, журналист

Поделиться:

от KseniaKors