
Слова известной песни сегодня актуальны как никогда. Такси-один из популярных видов транспорта в Москве и ежедневно им пользуются до 1,7 млн. москвичей. Поэтому и безопасность организации перевозок пассажиров является одним из важнейших вопросов, который стоит на повестке законодательных органов государства сегодня.
Первый закон, который урегулировал деятельность водителей такси в
России, вступил в силу 1 сентября 2023 года (Федеральный закон
№580-ФЗ от 01.09.2023
«Об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси в Российской Федерации»- прим. автора). Этот нормативный акт закрепил правила организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси. Результатами его действия стало снижение аварийности с участием такси в стране. Она уменьшилась на 7,4% и составила 3 079 случаев по сравнению с предыдущим годом. Такие данные опубликовали в обзоре дорожно-транспортной аварийности в Российской Федерации в 2023 году, подготовленном сотрудниками Научного центра БДД МВД России.
Оливия Ливингстон, юрист:
«Требования закона №580-ФЗ направлены на реализацию положений ст. 20 Федерального закона №259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта», обязывающих перевозчиков обеспечивать безопасность и квалификацию водителей. Знание городскойинфраструктуры и правил ЧС минимизирует риски для пассажиров, что соответствует целям ст. 41 Конституции РФ (право на охрану здоровья)».

Однако законодатели пошли дальше и с 1 марта 2025 года вступает в силу обязательная аттестация водителей такси в Москве и Подмосковье. Это нововведение может оказать значительное влияние на рынок перевозок, но не столько через непосредственное повышение цен, сколько через изменения, которые затронут водителей, компании и потребителей.
Главная цель нового закона — повысить безопасность и качество перевозок. Суть изменений заключается в обязательном тестировании водителей на знание географии города, маршрутов, а также основных стандартов безопасности. Водители должны будут продемонстрировать знания расположения ключевых объектов города, а также уметь действовать в
чрезвычайных ситуациях.
По словам Председателя Московской городской Думы Алексей Шапошникова:
«Порядок аттестации установлен приказом Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы от 11 июля 2024 года. Добровольная аттестация на знание правил работы в такси проходит с 12 августа прошлого года. И уже с 1 марта наличие аттестации станет обязательным для всех водителей такси в Москве и Московской области. Водители, которые не сдали тестирование, будут отключены от заказов до момента успешной сдачи аттестации».
Однако не все вопросы теста оказываются по-настоящему полезными или актуальными для повседневной работы таксистов. Например, некоторые вопросы касаются объектов, которые, на взгляд водителей, не имеют практического значения, как памятники или мелкие культурные объекты, которые редко посещаются пассажирами.
В чем суть аттестации?
Аттестация включает в себя тесты на знание транспортной инфраструктуры города, культурных, медицинских и образовательных объектов, а также правил перевозки пассажиров и действий в чрезвычайных ситуациях. Экзамен состоит из 10 вопросов, на которые нужно ответить хотя бы на 8 правильных ответов в течение 20 минут. Несмотря на то, что сам тест не является сложным и требует лишь базовых знаний, некоторые вопросы кажутся лишними и не всегда понятными для водителей, работающих ежедневно в городе. Это может создать лишнюю нагрузку и отнять время, которое могло бы быть использовано более эффективно.
Игорь Х., водитель такси:
«В целом, идею аттестации поддерживаю. Сам ее прошел ещё в конце прошлого года. Даже с удовольствием изучал некоторые разделы программы. Но есть очень смешные вопросы, ну, например, по какому адресу расположена больница в Долгопрудном? Извините, для этого у московского таксиста есть интернет и мобильный телефон. В основном, водители аттестацию воспринимают как очередное препятствие которое нужно преодолеть правдой или не правдой. Что бы я сделал по другому? Я бы поощрял знающих водителей материально, а не ставил барьер, который в общем-то легко обойти».
Одной из ключевых проблем нововведения по мнению самих водителей легковых такси является то, что у них появилась ещё одна бюрократическая ступень, через которую нужно будет пройти, чтобы иметь возможность
работать, а также отключение от заказов в случае непрохождения теста. На начало 2025 года лишь треть водителей в регионе успела пройти аттестацию. А это значит, что по мере приближения срока внедрения новой системы количество неаттестованных водителей будет значительным. И хотя многие компании активно помогают своим сотрудникам пройти обучение и тесты, к моменту вступления закона в силу могут возникнуть кадровые проблемы. В случае недостатка водителей это повлияет на работу агрегаторов и их возможности удовлетворить спрос.
Оливия Ливингстон, юрист:
«Аттестация способствует развитию профессиональных навыков, что актуально в условиях сбоев
навигационных систем. Это согласуется с п. 1 ст. 21 закона №259-ФЗ, требующего от перевозчиков поддерживать компетентность персонала. А установление
единых требований через региональный нормативный акт (приказ дептранса)
исключает произвольное толкование закона и создает прозрачные условия работы для водителей (ст. 8 Конституции РФ — принцип равенства перед законом). А вот отключение от заказов неаттестованных водителей с 01.03.2025 может привести к нарушению баланса спроса и предложения, что противоречит принципам **свободы предпринимательства** (ст. 34 Конституции РФ)».
Кроме того, в процессе прохождения аттестации водители столкнутся с административными сложностями. Новые требования усложняют и без того трудную работу, создавая дополнительные этапы документооборота и проверки. По данным экспертов, текущие административные требования увеличат нагрузку на водителей и компании, что, в свою очередь, создаст дополнительные затраты. Эти расходы будут оказывать влияние на стоимость перевозок, даже если они не повлекут за собой прямого повышения цен. Ведь любые дополнительные затраты в сфере бизнеса, как правило, включаются в итоговую цену для потребителей.
Екатерина Белоусова, юрист:
«Для Москвы и области принятие такой аттестации я считаю необходимо, потому как пассажир оплачивает услугу и хочет, чтобы она былакачественной и безопасной. Вдобавок не везде работают навигаторы, что приносит трудности для пассажиров. Эксперты рекомендуют пассажирам не паниковать, рост цен не планируется. Но время покажет. Я полагаю, что все-таки цены изменятся в сторону увеличения».
«Уверен, что в будущем это будет окажется положительное влияние на сферу перевозок пассажиров. И наши водители будут знать, где находится какой памятник, куда как подъехать и так далее. Это развитие и движение вперед. Данное распоряжение обязаны выполнить абсолютно все перевозчики и обязаны сдать все водители. Насколько это повлияет на цену? Ну, честно, я думаю, что не столь критично,- небольшое количество водителей «отвалится», другие досдадут аттестацию и вернутся. Да, в каком-то моменте, может быть, будет не хватать водителей, но это абсолютно некритично. Сейчас очень низкий спрос на такси, и поэтому цена так сильно гулять не будет. Ничего страшного не произойдет. Для пассажиров новый закон, скорее всего, не приведет к резкому росту цен на такси, но затруднит доступность услуг в некоторые периоды. В те моменты, когда число аттестованных водителей будет недостаточным, пользователи могут столкнуться с увеличением времени ожидания, особенно в пиковые часы или праздничные дни. В конечном итоге, из-за дефицита водителей, некоторые компании могут быть вынуждены повышать тарифы, чтобы обеспечить доставку в нужное время»- делится своим мнением Алексей Гуцуляк, руководитель таксопарка 369″.

Новый закон об аттестации водителей такси — это шаг, который, безусловно, принесет долгосрочные положительные результаты для улучшения безопасности и качества перевозок. Однако для самой отрасли это станет очередным вызовом, и все участники рынка —от водителей до агрегаторов — должны быть готовы к изменениям. В краткосрочной перспективе мы, скорее всего, увидим трудности с кадровым обеспечением, увеличение административных расходов и возможное удлинение времени ожидания
такси в часы пик. В итоге все эти факторы будут влиять на доступность услуг, но, скорее всего, не скажется на стоимости в долгосрочной перспективе.
Текст подготовил Ибрагим Гелаев, корреспондент