
Каждый родитель выбирает для своего ребенка самое лучшее. И с развитием технологий во всех сферах нашей жизни, в том числе и в образовании, у родителей появился выбор, куда отдать своего ребенка учиться. Если раньше существовали только муниципальные детские сады и школы, то теперь форматы образования не ограничиваются лишь федеральными государственными стандартами.
Семейные школы (семейные классы, центры развития семейного образования) возникли относительно недавно, но уже приобрели популярность у многих родителей и детей. В Москве ежегодно в каждом округе открывается 2-3 таких школы. Значит, спрос на них растет.

«Система семейных школ новая и она только набирает свои обороты. Но раз такая система родилась, значит, на нее был спрос. В моей практике много семей, где дети находятся на домашнем обучении. И сколько же эти дети успевают всего делать. У них очень много дополнительных занятий, которые они успевают посещать.
Классическая система школьного образования проигрывает на фоне таких (семейных) школ. В обычных школах очень часто встречается буллинг и сейчас учителя по большей части загружены очень сильно документацией. Система классической школы она очень поменялась за последнее время. Уже нет никаких субботников, трудотерапии и авторитета у учителей, к сожалению, тоже зачастую нет».
Семейные школы очень различны в своих методиках преподавания предметов и организации свободного внеурочного времени ребенка. Но что их всех объединяет, так это индивидуальный подход к каждому учащемуся и отсутствие строгих требований к проведению занятий. Зачастую в таких школах и классах нет парт, на уроках царит атмосфера коллективного творчества и взаимопомощи. Дети изучают предметы через проекты, игру и понимают, для ЧЕГО они получают те или иные знания.

«Открытие школы — это миссия или, скажем, попытка, начать что-то менять, начиная в первую очередь с себя. Я думаю, в этом со многими руководителями таких проектов мы схожи.
Каждый проект очень своеобразен. В целом, это малое количество детей и наличие формата «школы полного цикла», когда вечером с ребенком можно проводить совместный досуг, ведь все уроки сделаны, потребности в спортивных и дополнительных занятиях реализованы в самой школе».
Так что же такое «Семейная школа»?
Согласно статье 17 и статье 63 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ), на территории Российской Федерации ребенок может получить образование вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Такая форма получения образования называется «семейное образование» или «самообразование».
Ольга Исаева, создатель и руководитель детского сада и частной школы в Ростове-на-Дону:
«Сейчас понятие «семейная», «альтернативная» школа очень размыто. Это может быть как и группа родителей, которые своими силами организуют обучение своих детей на базах, к примеру, библиотек, так и предприниматели, для которых школа — вид коммерческой деятельности с высоким социальным эффектом. В таких школах может быть и 400 и 500 учеников».
Семейные школы (классы) на базе коммерческих организаций работают как центры дополнительного образования (разумеется, с лицензией). А чтобы дети официально учились в семейных классах и проходили все промежуточные аттестации, коммерческой организацией заключается Договор о сотрудничестве с частными или муниципальными школами.
Ольга Исаева, создатель и руководитель детского сада и частной школы в Ростове-на-Дону:
«С точки зрения предпринимательства – это (семейная школа) центр дополнительного образования с лицензией, но по опыту подобных проектов чаще всего юридически это просто формат «клуба», где для прохождения аттестации дети прикрепляются к государственным школам, либо к онлайн — платформам».

Но как и при поступлении в муниципальную школу, остановив свой выбор на семейном классе , ребенку все равно придется пройти ряд тестирований и собеседований. В каждой такой школе список специалистов разный. Это может быть и логопед, и нейропсихолог, и, конечно, педагог начальных классов.
Режим занятий тоже от школы к школе тоже различается- от 2 раз в неделю до 5. И обычно по времени не более 4 часов в день.
Но существенным недостатком многих семейных школ является отсутствие так называемой «продленки», поэтому работающим родителям такой вариант не подойдет.
Ольга Исаева, создатель и руководитель детского сада и частной школы в Ростове-на-Дону:
«Режим зависит от формата каждого проекта. Это могут быть встречи два-три раза в неделю, мы выбрали для себя формат школы полного цикла, где ребенок учится, питается, гуляет, отдыхает и занимается дополнительными занятиями. На нашей практике, такой формат наиболее эффективен и, что немаловажен, удобен родителям».
Одним из главных плюсов семейных школ (классов) является то, что дети, которым в обычной жизни требуется помощь в освоении школьной программы, например, при наличии диагноза аутизм, РАС, ЗПР, такой формат обучения является выходом из ситуации. Когда государством не может быть обеспечено тьюторское сопровождение в обычной школе либо рекомендовано только домашнее обучение, в частной образовательной организации все эти условия без проблем могут быть предоставлены ребенку. Ведь таким детям как никому другому нужны социализация и общение с другими детьми.
Все формы школьного образования имеют право на существование. К сожалению, частное обучение могут позволит себе не все, поскольку связано со значительными финансовыми затратами. Но какую бы школу ни выбрали родители для своего ребенка, именно, она будет самой лучшей для него.
Автор Ксения Корсукова