19.06.2024

Почти треть молодых людей (28%) в нашей стране серьёзно задумываются о том, чтобы стать предпринимателями. Самая популярная бизнес-модель в глазах россиян до 35 лет – это классическое предпринимательство: торговля или реализация услуг, направленная на получение прибыли. О таком бизнесе мечтают 43% потенциальных предпринимателей. Открыть ИТ-стартап или технологичное предприятие хотели бы 12% опрошенных потенциальных предпринимателей.

Более чем две трети (71%) молодых россиян задумывались о том, чтобы открыть своё дело, а 28% рассматривали этот вопрос очень серьёзно, продумывая те или иные детали. Для одних предпринимательство даёт шанс много зарабатывать, быть независимым, реализовать свои идеи и мечты. А для других – это возможность продолжить семейное дело, в которое вложили силы предыдущие поколения. Предпринимательство делится на несколько видов: 1) технологическое, когда в основе бизнеса лежит инновационная высокотехнологичная идея; 2) социальное – направленное на решение общественных проблем; 3) креативное – в котором создаются или используются результаты творчества и интеллектуального труда; 4) классическое – представляющее собой традиционную модель торгово-рыночных отношений, во главе которой стоит получение максимальной рентабельности, выгоды. Росмолодёжь.Бизнес совместно с Аналитическим центром НАФИ выяснили, какие модели бизнеса ближе всего молодым россиянам, планирующим открыть своё дело. 

Модель предпринимательства

Самая популярная модель бизнеса в глазах молодёжи – классическое предпринимательство. 43% потенциальных предпринимателей хотели бы открыть онлайн или офлайн магазин, кафе, ресторан или другое предприятие, оказывающее коммерческие услуги. Среди тех, кто хотел бы заняться традиционным предпринимательством, больше всего жителей Южного и Северо-Кавказского федеральных округов (по 47%).

На втором месте по популярности среди молодёжи находится креативное предпринимательство. Каждый четвёртый (25%) из тех, кто задумывается о собственном бизнесе, хотел бы, чтобы его дело было связано с творчеством или интеллектуальным трудом. Чаще всего это жители Дальневосточного и Сибирского федеральных округов (по 29%).

На третьем месте среди моделей предпринимательства у молодёжи – социальное предпринимательство. Каждый пятый (20%) молодой потенциальный предприниматель хотел бы решить какую-либо социальную проблему за счет ведения своего бизнеса. Чаще всего об этом говорили представители зрелой молодёжи (26% потенциальных предпринимателей от 24 до 35 лет), а также те, кто проживает в Уральском федеральном округе (26%). 

Среди молодых россиян также наблюдается запрос на открытие технологичного бизнеса – предприятия, которое будет использовать инновации в области производства или услуг, в том числе ИТ-стартапы. О намерении открыть такой бизнес заявляет каждый десятый (12%), выражающий интерес к занятию предпринимательством. Портрет потенциального технологичного предпринимателя – молодой человек от 25 до 35 лет, проживающий в городах федерального значения, в Сибирском или Дальневосточном федеральном округе.

География бизнеса

Что касается масштабов планируемого бизнеса, то 40% молодых потенциальных предпринимателей хотели бы, чтобы их бизнес был федеральным с представительствами в разных регионах России. О таком охвате мечтает прежде всего молодёжь от 18 до 24 лет (41%).

29% опрошенных хотели бы иметь глобальный бизнес. Ровно столько же – 29% – предполагают, что их бизнес будет работать только внутри своего города или региона. В большей степени на это ориентированы представители старшей молодёжи (40% среди молодёжи от 25 до 35 лет).

Олег Макаров, советник руководителя Федерального агентства по делам молодёжи (Росмолодёжь): «Среди участников Всероссийской программы по развитию молодёжного предпринимательства трека Росмолодёжь.Бизнес есть предприниматели, которые запустили ИТ-стартапы и успешно развиваются, однако нам важно подключать и новых ребят из инновационной отрасли. Мы можем взять их себе под крыло, оказать поддержку в запуске, познакомить с инвесторами и наставниками. Мы ищем талантливую молодёжь среди нашей аудитории путём запуска различных конкурсов. К примеру, расширить свои знания в области технологического предпринимательства можно в хакатоне «Молодёжный бит» или в марафоне бизнес-идей «Твоё дело», который, кстати, является частью всероссийского конкурса молодых предпринимателей. Мы подхватим участников на стадии задумки и поможем подготовить их проекты к запуску. Развитие инновационной отрасли – это возможность достижения технологического суверенитета страны, именно поэтому Президент России Владимир Путин объявил 2022-2031 гг. Десятилетием науки и технологий». 

Лейсан Баймуратова, директор направления исследований в сфере цифровой экономики Аналитического центра НАФИ: «Для развития технологичного сектора экономики общественным и государственным институтам следует уделять большое внимание работе с подростками и молодёжью, популяризируя в их среде не только имидж ИТ-профессий, но и преимущества, которые они могут получить от построения технологичного и инновационного бизнеса в России».

Для справки, всероссийский опрос молодежи проведен Аналитическим центром НАФИ в ноябре 2022 г. Опрошены 4000 человек в возрасте 14-35 лет. Выборка построена на данных официальной статистики Росстат и репрезентирует молодое население РФ по полу, возрасту, уровню образования и типу населенного пункта. Статистическая погрешность данных не превышает 1,5%.

Поделиться:

от KseniaKors