По данным Росавиации пассажиропоток авиакомпаний России этим летом вырос до 10,7 млн. человек. А это значит, что работы у бортпроводников прибавилось. Именно они всегда придут на помощь пассажиру во время полета и сделают все, чтобы ваше путешествие началось или закончилось на уровне высшего пилотажа.
12 июля отмечается Всемирный день бортпроводника гражданской авиации. Этот праздник посвящен людям, обеспечивающим безопасность и комфорт пассажиров в полете. Стюардессы и стюарды — как называли их еще совсем недавно — профессионалы, готовые обеспечить безупречный сервис на борту самолета.
История этой профессии началась в 1920-е годы и, как ни странно, первым ее представителем был…мужчина — немец Генрих Кубис. Примерно тогда же стюарды мужчины появились и на американских авиалиниях. Но Вторая мировая война внесла коррективы в профессию — мужчины ушли на фронт, а их место заняли женщины. Первой стюардессой стала Элен Черч.
Кристина Люцидарская, бортпроводник:
«Бортпроводник – это образ жизни. Разворотные рейсы, командировки, непредсказуемость расписания (ты узнаешь его максимум на 3-4 дня и всё может поменяться). Нужно привыкнуть к тому, что всеобщие выходные и праздники – твои рабочие дни, а свои точные выходные нужно заказывать за месяц-полтора. Эта профессия не для всех, а только для тех, кто очень любит людей и готов проявлять толерантность и когнитивную гибкость. Но романтика тоже присутствует: смена городов, стран, гостиниц. И конечно, небесные картины в виде рассветов и закатов, звезд и облаков. Небо объединяет людей, дружная авиасемья прочно входит в жизнь. Даже если вы слетали один раз, то человек может запомниться надолго. Ну и профессия включает в себя около 18 разных направлений, поэтому бортпроводники имеют очень много навыков, которые могут пригодиться в обычной жизни. И по складу характера почти всегда помощники для других».
Свой расцвет профессия получила в 50-60-е годы 20 века и стала чуть ли не синонимом конкурса красоты. Авиакомпании стали устанавливать свои стандарты на должность стюардессы: возраст только до 35 лет и, конечно, быть не замужем. Сегодня критерии отбора смягчились и на многих рейсах можно увидеть совершенно разных девушек и молодых людей и по комплекции и по статусу. Хотя с ненормированным и плавающим графиком работы как у бортпроводника трудно не только найти вторую половинку, но и создать полноценную семью.
Ринат Валиуллин, бортпроводник:
«Профессия бортпроводника значительно изменилась за последние десять лет, и сейчас она выглядит совсем иначе, чем раньше. Мало кто хочет связывать свою жизнь с авиацией, и это во многом связано с ухудшением отношения руководства к своим сотрудникам.Раньше профессия бортпроводника ассоциировалась с романтикой и престижем, но сейчас требования и условия работы стали жестче, а поддержка со стороны работодателей зачастую недостаточна. Это приводит к тому, что меньше людей стремятся работать в этой сфере, и авиакомпаниям приходится расширять свои критерии найма, чтобы заполнить вакансии. Введение бортпроводников отличных от стандартов профессии, которые были раньше, может быть частью этой стратегии, позволяющей привлекать более широкий круг кандидатов, чтобы удовлетворить потребности рынка и обеспечить необходимый уровень обслуживания на борту».
С развитием технического прогресса и появлением роботов, а также множества гаджетов, которые призваны облегчить жизнь человека, работа бортпроводника в гражданской авиации практически не изменилась с тех пор, как она появилась. За улыбками стюардов скрывается огромная работа по обеспечению безопасности и комфорта пассажиров. Они оказывают помощь в различных ситуациях: проводят эвакуацию, умеют успокоить пассажиров и справляться с чрезвычайными ситуациями. Именно эти люди знают, как действовать при аварийных ситуациях в полете, умеют оказывать первую медицинскую помощь и даже принимать роды. Ни для кого не секрет, что определенные трудности на борту во время полета создают и пассажиры находящиеся в состоянии алкогольного опьянения. Средства массовой информации пестрят такими историями. А в условиях ограниченного пространства порой утихомирить таких пассажиров очень тяжело и нередко в ход идут даже кулаки.
Елена Бондаренко, бортпроводник:
«В работе бортпроводника могут встречаться и непредвиденные ситуации: от агрессии и неуважительного поведения до нарушения правил безопасности. У бортпроводников есть инструкция урегулирования конфликтных ситуаций, которой мы следуем. Необходимо оставаться вежливым, независимо от поведения пассажира. Это помогает сохранять контроль над ситуацией. Иногда пассажиры ведут себя неадекватно из-за стресса или страха. Важно выслушать их и попытаться понять, что их беспокоит. Спокойный голос, открытый язык тела и избегание обвинений помогут решить любой конфликт. В случае серьёзных нарушений правил бортпроводники могут привлечь правоохранительные органы. Главное в работе с неадекватными пассажирами — сохранять спокойствие и быть профессиональным».
Ринат Валиуллин, бортпроводник:
«Мне неоднократно приходилось сталкиваться с неадекватными пассажирами, особенно на чартерных рейсах, где контингент значительно отличается от пассажиров регулярных рейсов. В таких ситуациях очень важно учитывать психотип пассажира и подходить к каждому индивидуально.
Часто достаточно сделать замечание, чтобы пассажир осознал свою неправоту. В некоторых случаях требуется более строгий подход, когда приходится объяснять ситуацию с применением грубых слов. Например, это может быть необходимо в случае с пьяным вахтовиком или рабочим, который не воспринимает обычные замечания. Такой подход может привести пассажира в шок и вызвать уважение, после чего он даже может помочь успокоить других пассажиров.
Иногда разговор по душам и спокойное объяснение причин и последствий его поведения могут помочь человеку осознать свои действия. Например, можно рассказать, что его поведение нарушает порядок и создает дискомфорт для других пассажиров. Когда возникает конфликтная ситуация, благодаря опыту, на бессознательном уровне уже формируется представление о типе пассажира и необходимом подходе. Важным фактором также является форма, которая вызывает больше уважения и дисциплины среди пассажиров.
Самыми сложными пассажирами, по моему опыту, являются пьяные женщины. В таких случаях только разговор по душам может помочь, хотя и не всегда, так как они часто не хотят слушать даже своих близких. Однако, к концу полета большинство таких пассажиров осознают свое поведение и извиняются».
Так что же побуждает идти в эту нелегкую и такую интересную профессию и где же рождаются будущие звезды небес? Одних манит романтика неба, другие мечтают об этой профессии с детства. Но не каждый остается «на высоте» столкнувшись с трудностями профессии и это не только график работы, но и проблемы со здоровьем-нарушение сна из-за постоянной смены часовых поясов, болезни ног из-за красивой, но такой неудобной обуви на каблуках. Несмотря на свою красоту и легкость (что же тут сложного- напитки подать и обед разнести- думают многие) профессия бортпроводника требует от сотрудников стойкости и выдержки.
Елена Бондаренко, бортпроводник:
«Это (стать бортпроводником-прим.автора) было моей мечтой с раннего детства. Я пришла в эту профессию, следуя за формой и красивой картинкой. Но осталась здесь надолго, потому что поняла, что обладаю эмпатией и мне нравится взаимодействовать с людьми. За этой романтикой стоит много работы, ответственности и строгих процедур, связанных с обеспечением безопасности пассажиров, командной работой и управлением различными ситуациями на борту. Поэтому, мне кажется, профессия бортпроводника и романтична, и прозаична одновременно.
На бортпроводников учат в специализированных авиационных учебных центрах, которые утверждены и аккредитованы авиакомпаниями. Такие есть в Москве, Казани, Санкт-Петербурге, Волгограде, Красноярске. Стандарты по которым принимают на обучение в школу бортпроводников это возраст от 18 лет, отсутствие противопоказаний по здоровью( кандидат в бортпроводники проходит летную комиссию), отсутствие татуировок на видимых участках тела, рост от 160 (либо возможность дотянуться до отметки значение 210см),и английский язык может быть преимуществом для начала обучения.
Ринат Валиуллин, бортпроводник:
«Романтика неба действительно существует, но многое зависит от компании, в которой работаешь. В некоторых авиакомпаниях работа может казаться прозаичной, особенно, если большинство рейсов проходит внутри страны, и ты видишь только аэропорты России, проводя ночи в отелях лишь на короткое время перед следующим рейсом. Однако в других авиакомпаниях все может быть иначе. После прилета тебя могут заселять в роскошные отели, где ты отдыхаешь от двух до семи дней. Это позволяет не только восстановиться после длительного перелета, но и насладиться тем, что для других является оплачиваемым отпуском. Я считаю, что такой отдых после работы на высоте — это достойное вознаграждение. После прилета у тебя есть свобода заниматься своими делами, что дает ощущение свободы и разнообразия. Лично для меня эта работа предпочтительнее, чем ежедневные походы в офис и выполнение монотонных задач, а также необходимость тратить много времени на дорогу.
Кроме того, работа бортпроводника однозначно расширяет кругозор и делает тебя более интересным человеком. Постоянное общение с людьми из разных стран и культур, посещение новых мест — все это придает жизни особую динамику и насыщенность, которую сложно найти в других профессиях».
Каждый год в Москве проходит одно из крупнейших мероприятий в области гражданской авиации-выставка-форум NAIS (Национальная выставка и форум инфраструктуры гражданской авиации). Которая собирает на одной площадке выставочного комплекса российские авиакомпании, представителей сферы гражданской авиации, учебные заведения, где готовят будущих пилотов, а также бортпроводников. На протяжении нескольких дней проходят лекции и круглые столы, а также вручение наград национальной премии «Воздушные ворота России». И несмотря на то, что последние несколько лет российским авиакомпаниям стали недоступны полеты по многих зарубежным направлениям, количество рейсов внутри страны увеличилось и открылись новые маршруты для перелетов в страны Латинской Америки и Африки. А это значит, что профессия бортпроводника будет востребована всегда. Ведь так приятно поднимаясь на борт самолёта увидеть доброжелательную улыбку и услышать пожелания хорошего полета.
Подготовили Екатерина Деева, Ксения Корсукова, Дарья Барашкова