
Выставочный проект «Спасая Жизни» основан на архивных документах
18 апреля в Государственном музее-заповеднике «Остафьево» открылась необычная и интересная выставка. Историко-документальный
выставочный проект «Спасая жизни», подготовленный к 80-летию Великой Победы, рассказывает об усадьбе Остафьево как о месте, связанном с событиями Великой Отечественной войны.
Уникальные документальные источники, предоставленные Центральным
архивом Министерства обороны РФ, ранее нигде не публиковавшиеся, а также
личные дела участников событий, позволят раскрыть неизвестные страницы
истории усадьбы и людей, исполнявших свой долг в окрестностях Остафьева.
В торжественном открытии выставки «Спасая жизни» приняли участие директор Государственного музея-заповедника «Остафьево» «Русский Парнас» Андрей Лоскутов, заместитель начальника 12 отдела Центрального архива Министерства обороны РФ Вадим Диденко, научный сотрудник отдела научно-исследовательской работы и обеспечения конгрессно-выставочной деятельности Светлана Мандзюк, исследователь, коллекционер, консультант проекта Петр Заика, представители школы 2083 и участница конкурса чтецов, который прочитали трогательные стихотворения о Великой Отечественной войне Мусы Джалиля и Юлии Друниной.

На выставке представлено более 50 предметов: документы, предметы быта,
медицинские инструменты, форма летчика и медработников времен войны, а
также архивные фотографии из фондового собрания музея.
«Художественное оформление выставки заставит наших посетителей
перенестись в последний мирный день перед началом войны, увидеть усадьбу в
военное время, когда ее переоборудовали под госпиталь для летчиков из
расположенного рядом аэродрома НКВД. В течение всей Великой
Отечественной войны самолеты с этого аэродрома использовались для
воздушного обеспечения всех стратегических операций Красной Армии – от
Битвы за Москву до Битвы за Берлин», – отметил директор музея-заповедника
«Остафьево»-«Русский Парнас» Андрей Лоскутов.
Помощь и поддержку в подготовке выставки «Спасая жизнь» музею
оказали Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации,
Центральный музей Вооруженных сил Российской Федерации, Музей военной
истории Российского военно-исторического общества, Подольский
краеведческий музей Московской области, а также научный консультант –
военный историк К.Б. Стрельбицкий, предоставивший архивный фотоматериал.
Усадьба Остафьево вошла в историю в том числе как место, связанное с событиями Великой Отечественной войны.

Согласно документальным источникам в начале 1930-х гг., после закрытия музея, усадебный комплекс был передан в ведение Хозяйственного
управления высшего органа государственной власти Центрального‒исполнительного комитета СССР, для устройства санатория. Предполагалось
использовать его для обслуживания больных разных ведомств.
Однако уже в 1937 году санаторий был переведен в ведение Главного
Управления Гражданского воздушного флота при СНК СССР для организации
места отдыха и гостиницы для пилотов. В Остафьеве провели большие
ремонтные работы, а в храме Живоначальной Троицы устроили столовую.
Рядом с Остафьевом в 1934 году начал строиться «аэродром НКВД». С
тех пор судьбы аэродрома и усадьбы тесно переплелись. В связи с началом
войны дома отдыха, школы и другие общественные здания начали использоваться под нужды госпиталей и воинских частей. И Дом отдыха
«Остафьево» не стал исключением: сначала здесь был развернут
эвакуационный госпиталь, а затем обустроены казармы для военнослужащих
аэродрома.

С весны по осень 1941 года здесь же действовала Остафьевская военная
авиационная школа пилотов (ВАШП), а также работали Остафьевские
авиационные мастерские Центрального Совета Осоавиахима СССР.
Мастерские подчинялись авиации дальнего действия и в годы войны работали
для нужд фронта. Остафьевская школа пилотов готовила летчиков-
истребителей. Инструкторы школы, как и летчики боевых частей аэродрома,
стояли на дежурстве в системе ПВО Московского военного округа и
принимали участие в боевых вылетах.
О тех временах узнаем из воспоминаний ветерана Великой
Отечественной войны, полковника авиации, бывшего инструктора ВАШП,
Вячеслава Викторовича Кокорина: «За восемь месяцев мы (64 человека),
окончив обучение на самолете-истребителе И-16, были переведены из кадров
Осоавиахима в кадры ВВС РККА. После получения квалификации военных
летчиков-истребителей нас направили на должности летчиков-инструкторов во
вновь сформированную военную авиационную школу пилотов (ВАШП).
Вначале она называлась «Первой московской», а затем, после перебазирования
на аэродром Остафьево (в 30 км от Москвы), стала «Остафьевской».
С объявлением 23 июня 1941 года первого дня мобилизации в Остафьеве
было начато формирование 783-го отдельного батальона аэродромного
обслуживания, который в 1943 году был переименован в «Аэродром
специального назначения No 5» (АСН No 5). На аэродром базировались дальние
бомбардировщики «Ил-4», «Ер-2», «Б-25» и транспортные самолеты «Ли-2» и
«Си-47» («С-47»). В течение всей Великой Отечественной войны эти самолеты
использовались для воздушного обеспечения всех стратегических операций
Красной Армии – от Битвы за Москву до Битвы за Берлин.
Когда говорим о героической работе летчиков и военнослужащих других
родов войск, мы не должны забывать и о цене подвигов, которые они
совершали ради спасения жизней. Конечно, обратной стороной их
самоотверженной боевой работы были неизбежные ранения и болезни.
Медицинское обеспечение войск в XX веке приобрело значение важнейшего
фактора достижения победы над врагом. При АСН No 5 действовал
собственный лазарет, а непосредственно на территории бывшей усадьбы с 20
июля 1941 года начал действовать 2942-й эвакуационный госпиталь Народного
Комиссариата Здравоохранения РСФСР.
Но в связи с неблагоприятной обстановкой под Москвой госпиталь был эвакуирован из Остафьева в более глубокий тыл 26 ноября 1941 года. Совместная работа сотрудников музея и Центрального архива Министерства обороны РФ позволила выяснить список персонала, самоотверженно трудившегося в этом госпитале.

В память о тех, кто, исполняя свой долг, отдал жизнь за Победу, в
окрестностях Остафьева сохраняются воинские захоронения и установлены
памятники. В то же время, люди, прошедшие войну и получившие колоссальный опыт, в дальнейшем все свои силы применяли для восстановления страны и поддержания ее величия. Прекрасным примером этому служит судьба Е.А. Карпова, начинавшего свою службу капитаном медицинской службы 22 гвардейского авиационного полка Дальнего действия на аэродроме Остафьево. В 1960-е годы Карпов станет начальником Центра подготовки космонавтов и будет сопровождать Ю.А. Гагарина на космодром.
Текст подготовила Юлия Жемалева
Редакция благодарит ГМЗ «Остафьево» за помощь в подготовке материала и предоставление информационных и фотоматериалов