
Ожившая история — драма «Хованщина» в Большом театре
Театральный сезон в Москве постепенно набирает обороты, актеры выходят на сцены после летнего перерыва, зрители стремятся к культурной общественной жизни. Можно сказать, что на большой сцене произошло определенное оживление. И в этом смысле людей ожидает множество достойных премьер с участием известных артистов. В минувшие выходные в Большом театре показывали историческую оперу «Хованщина», которая длилась в среднем 4,5 часа с двумя антрактами и собрала большое количество зрителей, готовых погрузиться в сложный и драматичный период эпохи стрелецких бунтов религиозного раскола накануне петровских реформ. В основу оперу были положены драматические события общественной и государственной жизни конца семнадцатого века: борьба за власть и тайные расправы, религиозный фанатизм и деспотический царский суд, лицемерные речи, политические интриги и кровавые жертвы. Прежде чем создать это произведение и переосмыслить его, Модест Мусоргский не столько сочинял сюжет, сколько оживлял историю, складывал ее из событий и портретов людей той эпохи. В сюжете мы видим реальных исторических персонажей – предводителя стрельцом князя Ивана Хованского, фаворита царевны Софьи боярина Василия Голицына и ее доверенного дьяка Федора Шакловитого.

Костюмы и декорации впечатляют зрителей, потому что они отличаются тонкостью и вниманием к деталям (достаточно посмотреть на великолепные костюмы «персидок»), а также создают реальный колорит, создавая жанровые зарисовки и лирические образы. В произведении оживают и любовные страсти. Сын Ивана Хованского Андрей влюблен в девушку из немецкой слободы Эмму, которую он пытается склонить к мысли о совместной жизни, но недавняя возлюбленная Андрея раскольница Марфа страдает, так как тяжело переживает измену Андрея. В итоге в финальном пятом действии, а произведение состоит из пяти действий и двух картин, Марфа увлекает в огонь и Андрея, поскольку мечтает и в смерти соединиться с любимым. В финале представления в партере образовались свободные места, и можно было в деталях рассмотреть сцену и декорации. И под аплодисменты на сцене появился Валерий Гергиев, для которого «Хованщина» является одной из самых любимых партитур. Постановку видели по всей России, от Санкт-Петербурга до Владивостока, и всегда маэстро говорил о том, какое значение для отечественной музыки и оперного искусства имеет шедевр Модеста Мусоргского.Валерий Абисалович Гергиев так говорит об этой опере:
«…При всем уважении к современным художникам театра, ищущим и рискующим, «Хованщина» — слишком русская опера, чтобы менять историческую постановку. «Хованщина», как и «Псковитянка», «Садко», «Руслан и Людмила» — это, прежде всего, работы великих русских художников, в первую очередь Федора Федоровского и Константна Коровина. Постановка Мариинского театра, бережно хранимая с 1950 годов на нашей сцене, не теряет значимости, актуальности и ощущения особого, трепетного подхода к каждому исполнению».
Маоериал подготовила Юлия Жемалева
Фото: Юлия Жемалева
