Уже несколько лет между резидентом ОЭЗ «Дубна», компанией «С-компонент», и университетом развиваются многосторонние отношения. Создана совместная лаборатория, проведен хакатон и ряд лекций, выпускники пополняют штат компании. В чем сошлись интересы коммерческого предприятия и университета, и какие передовые проекты разрабатываются в их синергии – рассказывает директор «С-компонент» Олег Владимирович Куль.Ваша компания работает в довольно интересном спектре электронной промышленности: изделия из технической керамики, сенсоры, кристаллы, подложки, платы… Как у вас лично проснулся к этому интерес?Я учился в Минском радиотехническом институте (сейчас – БГУИР) и изучал там курс «Технология и производство полупроводниковых приборов». Это то, что мне в жизни реально пригодилось. Я компьютерщик, но в свое время ушел не в «софт», а в «хард». Плюс с институтских времен имею дополнительный диплом радиомонтажника, пройдя учебно-производственный комбинат – была в Советском Союзе такая практика.Как началось сотрудничество вашей компании с университетом?Заместитель по науке в нашей компании – Алексей Андреевич Васильев. Он начальник лаборатории Института прикладнойхимической физики Курчатовского института, а такжеприглашенный профессор в дубненском университете. Он нас свел, и завязалось сотрудничество, которое в итоге привело к созданию лабораториисенсорной техники. Также мы уже провели в университете хакатон, прочли несколько лекций, приняли на работу немало выпускников. Это взаимный интерес. Нам очень интересны ваши студенты, которые толковые и с горящими глазами. Мы вам интересны,ибо интереснейших, нетривиальных задач у нас немало. Когда перед студентами выступаешь и говоришь: «вот есть такая проблема, и она в промышленности не решена до сих пор», кто-то может загореться и сделать это делом своей жизни.Расскажите про совместную лабораторию.Идея ее создания принадлежит профессору Васильеву. Мы вносим свой вклад в виде оборудования и постановки задач. Лаборатория сенсорной техники в университетеявляется тематической площадкой для творчества студентов и специалистов. Мы обязательно продолжим ее развивать, она показала себя очень хорошо. Работа лаборатории дает университетувозможность апробации новых идей, публикации результатов, повышает научную репутацию и расширяет профориентацию студентов. А мы ведем отбор кадров, развиваем имеющиеся технологии.Как понимаю, работа в этой лаборатории ведется по нескольким направлениями, но один из самых ярких и неординарных проектов – «искусственный нос». Расскажите о нем.У нас в носу есть особые клетки. Они все селективно чувствительны каждая к своему раздражителю. А за носом расположена некая «нейросеть», которая, анализируя сигналы от этих клеток, примерно прикидывает: «О, пахнет сероводородом – пора запускать производство лечебной воды». Вот так это примерно работает – выдает оценочное суждение.Человечество на сегодняшний день сделало энное количество датчиков, которые могут работать так: «вот мы приближаемся к взрывоопасной концентрации метана – из шахты пора удалиться». Но есть нерешенный круг задач, связанный с оценкой запахов. Скажем, запахло гнилыми яблоками, значит, в хранилище надо срочно зайти и перебрать яблоки, чтобы не сгнил весь урожай. А никто на планете не может сказать, чем пахнут гнилые яблоки, какими конкретно газами.В этом и заключается перспективность искусственного носа. То, к какой стадии мы подошли в его реализации – к такой не подходил еще никто. Аналогов нет. Есть попытки, все они несовершенны.К какой сфере можно отнести такой проект – к химии?Если точнее – к электрохимии. И это большое пространство, где никто никогда не «ходил» пока толком, где еще можно, условно, получить свои Нобелевские премии. Но мы гонимся не за ними. Мы стремимся к созданию реальных приборов, которые пока никем не производились, проводим исследования, которые никем не проводились. Здесь нет справочников, мы на переднем крае.А наши студенты участвуют в этом?Абсолютно. Как бывшие, так и ныне действующие. Бывших около десятка, поскольку много наших сотрудников оканчивали университет, за них ему отдельное спасибо. Из еще не дипломированных два электронщика, один химик и один аспирант. Для небольшой компании как наша, у которой вся наука – «пять человек в прыжке», это большая доля.И кому вы предложите такие приборы?Например, аграриям. Вот есть овощехранилище, и там стоит 100 контейнеров. В каком-то из них начало портиться яблоко. Оно заразит соседние. По-хорошему, это яблоко бы убрать сразу как только оно начало портиться. Но как его найти? Искусственный нос может почуять, что «отсюда пахнет гнильцой». Девайс, работающий именно так,купят с удовольствием. Мы приходим к директору овощехранилища и говорим: «Вы в год теряете пять миллионов на гнилых овощах. Если вы заплатите нам миллион, вы будете терять только два. Итого – три миллиона вы потратите, два сэкономите. Это взаимовыгодно».Можно вызвать кладовщика и сказать:«Ты каждый день должен проходить мимо стеллажей. Где запищит – этот контейнер взял и на переборку».А что с производством?Мы открываем новое производство здесь, в ОЭЗ. На него приходятработать ребята из университета, большинство инженеров – его выпускники.Как планируете развивать сотрудничество с университетом?Я пару раз прочем лекции студентам, и мне понравилось. Думаю, однажды мне предстоит перестать быть директором компании, и тогда я бы хотел пойти в преподавание. Поучить студентов предпринимательской мысли. Ведь чем больше будет фирм, которые платят налоги, тем мы будем лучше жить.Мы хотели бы расширяться в плане образовательном и кадровом: проводили бы лабораторные работы у студентов – одно или два занятия у курса в год. Ребята бы понимали, что вот, существует такая сфера как газовая сенсорика. А мы бы видели тех, кому это интересно. Потому что мы отличаемся от бюджетного учреждения: вы учите всех, мы работаем только с теми, кто хочет.Еще нам надо развить отношения с электронщиками, они очень нужны. Поскольку мы, так исторически сложилось, работаем больше с химиками.Чем особенны ребята, приходящие к нам из университета – они мечтают быть инженерами. У меня были случаи, когда приходил человек из топового физического вуза, работал год-два, потом уходил в банк. Но мы никогда не сможем платить ему столько же, сколько банк. А ваши ребята приходят с горящими глазами, находят интересную работу, приличную зарплату. Мы получаем людей, а они получают смысл жизни.Автор текста: Юлия Кошелева Поделиться: Навигация по записям ОБНИМАЯ НЕБО НА ПУТИ СОЗДАНИЯ НОВЫХ МАТЕРИАЛОВ