
Чуть больше месяца осталось до весёлых школьных будней. Кто-то продолжит обучение за партой, а кого-то ждёт первый в жизни звонок. Школа — новый и важный этап в жизни каждого ребенка. Как же родителям правильно подготовить ребенка к этому важному этапу в его жизни?
Психолог Алиса Омарова поясняет:
«Важную роль в адаптации играет поддержка родителей: именно внимание мамы и папы к успехам, неудачам и сложностям дают ребёнку ощущение значимости, позволяют по достоинству ценить свои труды и старания, повысить самооценку и дать уверенность в себе, в своих силах, и вследствии найти свое место в новом обществе».
Эксперт при подготовке к школе предлагает перестроиться на новый режим, который ожидает ребенка уже с первого сентября и следовать несложным правилам:
⁃ Ближе к началу учебного года выстроить режим дня как в школе.
⁃ Стать поддержкой своему ребенку. Сильную психологическую поддержку оказывает безоговорочная вера в успех.
⁃ Необходимо хвалить ученика за каждый успех, а каждую неудачу разбирать и понимать, что к ним привело и как их не допускать.
⁃ Прививать интерес к новым знаниям. В игровой форме, понятной ребенку: читайте книги, решайте задачи и изучайте то, что вас окружает. Так у ребенка возникнем желание и интерес к новым знаниям
⁃ Станьте примером для вашего ребенка. Ваше отношение к школе будет впитано ребенком и перейдет на него. Частые наказания и упреки на почве школы и учебы закрепят у ребенка в голове связь «школа=плохо». Транслируйте позитивное отношение ко всему происходящему в учебном заведении. Можно рассказать о своем собственном опыте.

Помимо этого специалисты выделяют 4 вида готовности ребёнка:
Социальная – отвечает за коммуникативные навыки, его готовность к общению как со взрослыми, так и с детьми. Для развития лучше заблаговременно расширить круг общения ребёнка, не ограничивать его времяпровождение с друзьями, приглашать в гости ровесников, водить на разные мероприятия. Хорошее решение — запись на кружки или посещение детского сада.
Ольга Васильева, заместитель руководителя частного детского сада:
«Детский сад, на мой взгляд, один из обязательных этапов социализации ребёнка. Именно в детском коллективе среди ровесников формируются важные социальные связи. Дети не только учатся дружить и играть, но помимо этого и решать конфликты, ассоциировать себя частью социума, где есть правила, режим, дети учатся договариваться, делиться игрушками. Старшие дети учат младших , а младшие наоборот берут пример с ребят повзрослее. К тому же в детском саду формируется иммунитет ко многим заболеваниям, что очень помогает быстрее адаптироваться в школе-дети меньше болеют, а значит, и меньше пропускают занятия».
Интеллектуальная. Отражает готовность к умственному труду. Здесь важно научить ребёнка логически размышлять. Научить решать простейшие задачи на логику, разгадывать загадки, играть в головоломки, развивать мелкую моторику.
Мотивационная — одна из важнейших сторон готовности ребёнка. Главная цель — заинтересовать ребёнка процессом обучения, для этого отзывайтесь о школе только в положительном ключе.
Волевая — готовность выполнять учебные задачи. Важно приучить ребенка к режиму дня, выработать усидчивость и терпение, при этом не перегрузить задачами и требованиями.
Чтобы адаптация к школьной жизни прошла быстрее и успешнее, педагоги советуют сделать упор на следующие вещи:
1. Обеспечить спокойную обстановку.
2. С детства привить самостоятельность.
3. Быть на стороне своего ребёнка.
Каждая семья, в которой ребенок скоро пойдёт в первый класс, придерживается своих правил подготовки. Некоторые подходят к этому очень ответственно и уже за год до начала учёбы посещают психологов, консультируются с педагогами, начинают принимать витамины. Другие-считают, что школа -это такой же естественный этап взросления человека как и детский сад и просто «плывут по течению».

Александр и Елена не интересовались вопросом психологической подготовки ребенка к школе и просто следовали «по инструкции», которую предоставила школа — о базовых знаниях и умениях будущего ученика.
«Мы отправили ребенка в детский сад, чтобы он там научился послушанию и какой-то дисциплине», -говорят родители.
Их младшая дочь Ира не имела четкого расписания своего дня, кроме посещения детского сада.
«Из-за большой занятости мы не могли посвящать ей много времени, но благодаря ее старшим братьям и сестрам, она все-таки проявила интерес к учебе и школе. Мы думаем, что она просто смотрела на старших, как они учатся в школе, сдают экзамены, делают домашнюю работу и хотела быть похожей на них».
Сейчас Ира уже в 3 классе. По словам родителей она дисциплинированна в посещении школы, ей легко общаться со сверстниками, но возникают сложности в выполнении домашней работы дома.
«Первый класс она ходила немного загруженная, привыкала к новым людям, новой обстановке, к новому ритму жизни. Сейчас уже более менее привыкла к этому, начинает посещать дополнительные занятия».
Николай и Екатерина Петровы много изучали тему воспитания ребенка, в том числе и с психологической стороны. Их опыт подготовки ребенка к школе отличается. Хотя они так же, как и семья Блиновых отдали своего сына Ивана в детский сад, чтобы научить его находиться в обществе сверстников и старших, а также слушаться их. Помимо этого, они занимались его развитием в других областях, приучая к изучению нового.
«Мы сделали для Ивана четкое расписание, в которых расписаны все его занятия, детский сад и свободное время, конечно же. Мы хотим, чтобы наш сын в будущем умел распределять свое время правильно и эффективно. Поэтому считаем, что очень важно приучать его к дисциплине с раннего возраста. При этом стараемся сильно его не нагружать, превращаем все эти занятия в такую игру, чтобы Ивану было комфортнее и интереснее».
Находясь дома родители много разговаривают с Иваном. Они рассказывают ему истории из своего школьного опыта, поощряют достижения сына и обсуждают его ошибки. Сейчас мальчик перешел во 2 класс, родители поддерживали его все это время и новый жизненный этап прошел спокойно и продуктивно.
«Он у нас общительный мальчик, сразу завел друзей. Продолжает ходить на дополнительные занятия, у него хорошие оценки в школе, ему интересно учиться».
Как, где и с какими затратами подготовить ребенка к школьной жизни -индивидуальный выбор каждого родителя. Главное в этом вопросе-быть помощником своему малышу. Именно от этого по большей части зависит, как ребёнок воспримет новый этап в жизни.
Елизавета Кузмич, корреспондент