12.07.2025

Традиционно 7 мая Россия отмечает День радио – праздник, навечно связанный с именем Александра Попова, гениального русского физика и изобретателя (1859-1905). Этот день увековечивает прорывное событие, навсегда изменившее мир коммуникаций.

27 апреля 1895 года (7 мая по новому стилю)  Александр Попов представил Русскому физико-химическому обществу свой революционный прибор, которому сам дал название – «грозоотметчик». Изобретение регистрировало электромагнитные колебания на значительном расстоянии. Уже в июле того же года Попов осознал потенциал своего устройства для передачи сигналов и добавил к нему телеграфный аппарат Морзе, именно так он заложил основы беспроводной связи. Дальнейшие усовершенствования привели к созданию первого в мире радиоприемника с телефонной трубкой, превратившего инновацию в практичный инструмент.

В Российской империи радио первоначально нашло широкое применение в военных целях, обеспечивая связь как на море, так и на суше.    Первый голос прозвучал в эфире 27 февраля 1919 года, положив конец эре радиопередач исключительно азбукой Морзе. В середине 1920-х радиоприёмники уже работали в двухстах городах Советского Союза, став самым оперативным источником информации. В 1929 году государство стимулировало распространение радио, разрешив бесплатную установку микрофонов в общественных местах, превратив его не только в средство новостей, но и образования.

«Оно использовалось как источник распространения знаний, проведения лекций и курсов, что сделало обучение более доступным для широкой аудитории. Так как далеко не каждый мог позволить себе иметь диплом ВУЗа», — объясняет культуролог Евгения Грошкова.

В годы войны радио стало  жизненно важным инструментом, донося до граждан сводки с фронта, объявления об опасности и поддерживая национальный дух. Кульминацией стала трансляция исторического объявления о Победе 9 мая 1945 года, с  завершающими словами: «Враг будет разбит, победа будет за нами!».

В 1970-х советское радиовещание охватило всю страну, транслируя передачи более чем на 60 языках народов СССР и 70 языках других стран,  занимая первое место в Европе по суммарной мощности.

Однако с появлением телевидения в 1950-х годах радио постепенно утрачивало популярность — конкуренция была весомым фактором.

«Оно стало терять свою популярность как основной источник развлечений. Тем не менее, радио адаптировалось, сосредоточившись на музыке и специализированных форматах», — рассказала Евгения Грошкова, культуролог.

Перестройка 1990-х  привела к трансформации отрасли: появились независимые общественные и коммерческие радиостанции, такие как «Европа Плюс», «Радио РОКС», «Авторадио», а также федеральная «Радио России» в составе ВГТРК. За последующие три десятилетия в России  было создано более 30 федеральных радиосетей.

По итогам опроса сайта KP.RU, опубликованном в феврале 2024 года, 64% опрошенных россиян говорили, что, в основном, слушают по радио музыку. 25% участников исследования сообщили, что слушают по радио новости, 5% — научные и образовательные программы. Несмотря на популярность интернет-платформ, “радиостанции в Москве работают на полную катушку”, — отмечает радиоведущая Алина Богатырева.

Девушка ведет радиоэфиры по своему профилю образования — по психологии, поэтому часто рассказывает о материнстве, детско-родительских отношениях, самореализации и считает это своей миссией:

“И для меня это важная миссия, потому что те мамочки, кто сейчас в декрете, они могут видеть, как потом складывается жизнь, какой она разнообразной может быть”.

Опросы говорят сами за себя —  массовая культура зачастую предполагает развлекательный характер вместо интеллектуального, однако в наш современный мир технологий даже этот формат может встать на былую волну популярности благодаря инновациям. Так, сейчас существуют интернет-радио, которые отличаются от FM волн географической неограниченностью — они могут быть доступны везде, где есть интернет.

“Интернет-радио позволяет узким специалистам и экспертам достучаться до своей целевой аудитории, даже если она рассеяна географически. А также это уникальная возможность продемонстрировать свой уровень профессионализма для развития личного бренда”, —  рассказала Светлана Шехватова, ведущая авторской передачи «Найди свой путь» на радио Инвест.

Благодаря возможностям интернет-радио девушка смогла принять участие в интересных проектах, а также позиционировать себя как эксперта в области развития личности и построения личного бренда.

“Благодаря радио меня узнали люди, которые, возможно, никогда бы не нашли меня в социальных сетях или на других платформах”, — поделилась Светлана.

Девушка подмечает: 

“Обычное радио нацелено на широкую аудиторию, в то время как его последователь ориентирован на нишевую аудиторию, что позволяет создать сильное онлайн-сообщество и наладить более тесный контакт со слушателями”.

Эксперты считают, что доступность технологий создала большой спрос на персонализированный контент, а конкуренция с другими платформами адаптировала прежний формат в интернет-среду.

На интернет-радио технический прогресс останавливаться и не думает. Теперь общественности доступны и интерактивные радио с применением искусственного интеллекта.

“Звук, мгновенно преобразовывающийся в изображение или действие с помощью высокоскоростного интернета, искусственного интеллекта и бесконечным количеством точек вещания, поставит радио на первое место в аудиовизуальных услугах”, — рассказывает Олег Мальцев, создатель интерактивного радио “Не надо Ля-Ля” с использованием ИИ.

По мнению специалиста, FM волна рано или поздно станет прошлым веком, поэтому необходимо искать новые возможности для возрождения индустрии. Теперь каждый пользователь сможет открыть свое радио «Не надо Ля-Ля» у себя в городе, имея только базовую технику — компьютер и микрофон. IT — организм создавался не просто так, а для служения главной целей – увеличения количества русскоговорящих людей, которых по всему миру насчитывается 250 миллионов. Радио же ставит задачу поднять показатели до 300 миллионов человек.

“Вовлечение в жизнь России иностранных граждан должно идти через развлекательный контент, проведение онлайн и оффлайн шоу”, —  рассказывает Олег Мальцев.

Эксперты отмечают, что ИИ – один из инструментов, который облегчит создание  персонализированного контента, поэтому его повсеместное внедрение упирается в вопросы времени.

“ИИ может анализировать большие объемы данных о поведении слушателей, что поможет радиостанциям лучше понимать свою аудиторию”, – объясняет культуролог Евгения Грошкова.  

Радио слушала Анна Соколова/Фото: Ксения Корсукова/Бизнес и образование

Поделиться:

от KseniaKors