В деловую программу второго дня модного саммита, проходящего в концертном зале «Зарядье», входят, помимо показов, B2B шоурума и fashion-интенсивов, сессии о применении искусственного интеллекта в модном бизнесе. Кроме того, сегодня эксперты дискутировали по поводу спортивной моды и ее плавному перетеканию в повседневные образы и в целом о тенденциях сегодняшнего короткого (по меркам модной индустрии) дня.
Одна из тем деловой сессии была посвящена экологии, которая, по словам Алексея Пименова, руководителя проекта «SVALKA», является “довольно абстрактной”. Спикер на протяжении 10 лет руководит бизнесом, который гарантирует повторное использование предметов одежды, бытовой техники и мебели. Алексей считает, что компании, прикрываясь экологическими трендами, подорвали доверие людей к подобным проектам. Речь идет об экологической повестке как о модном течении, привлекающем клиентов: кто после мучительных сомнений в душном магазине не захочет купить еще один джемпер или кружку, на этикетках которых значится «эко», «подлежит вторичной обработке» или «сделано из вторичного сырья»? И угрызений совести меньше, и природе вроде как не навредили, совершив импульсивную покупку.
«Часто компании пользуются этим трендом… однако отсортированный мусор оказывается у нас, на “SVALKе”»,-
утверждает Алексей.
Здесь стоит упомянуть выше сказанное понятие гринвошинг, означающее экологическое позиционирование компании или товара без достаточных на это оснований. Если коротко: отбеливание репутации с помощью эко-повестки. Спикер предлагает решить проблему огромного количества бытового мусора и текстиля, находящихся на общей свалке, с помощью государства: по мнению Алексея, необходимо создать еще один надзорный орган (по причине низкой эффективности уже действующих), который будет следить за выполнением компаний необходимых требований к сортировке мусора и маркировке товаров.
Вслед за этим предложением Оксана Костив, руководитель группы по корпоративной и социальной ответственности интернет-магазина одежды и обуви «LAMODA», выразила свое несогласие, объяснив это тем, что
нормальные менеджеры в сочетании с нормальной инфраструктурой решают все эти вопросы…
Оксана также отметила, что увеличение контроля не приведет к результату в данном случае: «если трехсотый надзорный орган будет бить нас по рукам, ничего не получится». Кроме того, спикер посоветовала больше доверять и меньше контролировать.
В то же время принимающая участие в дискуссии Джеки Эндрюс Удалл — преподаватель устойчивой моды и текстиля «LONDON COLLEGE OF FASHION» — обратила внимание слушателей на альтернативное решение проблемы. И оно связано, прежде всего, с используемыми на производстве одежды материалами. Масс-маркет – решение для покупателя выгодное, однако с точки зрения экологии самое опасное из-за выброса углерода. Для пошива одежды этого сегмента часто используется полиэстер – синтетическая ткань со свойствами хлопка. Джеки Удалл считает, что сотрудничество с фермерами, и в последствии производство тканей из натуральных материалов, может стать решением проблемы. И на это есть доводы, лежащие не только в сфере экологии, но и в предпринимательской среде: наращивание мощи макро, малого и среднего фермерского бизнеса даст толчок к развитию экономики страны-производства, к тому же делая fashion-индустрию регенеративной. Спикер отмечает, что в России есть потрясающая возможность для реализации этой идеи: страна является крупнейшей в мире по выращиванию льна.
Если fast fashion (масс-маркет., прим. ред.) будет инвестировать в настоящий ресайклинг, то все будет по-другому. Но не хватает денег, которых было бы достаточно для инвестирования в переработку,
-уточнила Джеки Удалл.
Так или иначе, все спикеры считают неправомерным введение в заблуждение покупателей неправильной маркировкой товаров, убеждающих, что клиенты совершают экологическую акцию, и купив их, планета если не «озеленится», то хотя бы не почувствует нанесенный ей вред. Также в конце сессии спикеры подчеркнули важность учета всех нюансов, связанных с экологическим позиционированием бренда, для молодых дизайнеров.
Анна Кукляева, корреспондент