25.01.2025

Поэзия Серебряного века окутана шлейфом тайн и загадок. Будучи публичными в творчестве, в личной жизни каждого из поэтов скрывалось нечто недоступное для чужих глаз.

Таковой и была Любовь Блока. Любовь как чувство, Любовь как имя «Прекрасной дамы» поэта- Любовь Дмитриевна Менделеева. Дочь выдающегося русского учёного, актриса и историк балета.

Их роман, начавшийся ещё в юношестве, чуть позже скрепил два любящих сердца узами брака. Союз продлится до самых последних дней Александра Блока и со стороны выглядел «банальным»-встретились, влюбились, поженились. Но сколько личной трагедии скрывали их отношения , сколько возвышающей страсти было между супругами, сколько несказанных друг другу слов так и остались лишь в мыслях влюблённых. Всё это -лёд и пламя отношений-смог прочувствовать каждый, кто пришёл на премьерный показ спектакля «Любовь.Блок» режиссёра Аллы Дамскер в прошедшую субботу декабря.

Алла Дамскер, режиссёр спектакля:

«Мне кажется, что это очень интересная история. До этого я занималась Серебряным веком: Мариной Цветаевой, Пастернаком и Рильке. И поэтому, наверное, для меня это вполне логично было обратиться вот к этой любовной истории. И мне не кажется она странной, мне кажется она очень интересной для понимания, исследования и как раз раскрытия современному зрителю».

Алёна Бабенко, исполнительница роли Любови Менделеевой, заслуженная артистка РФ:

«Мы были знакомы с режиссёром Аллой Дамскер и она предложила мне этот материал, который меня увлек именно тем, что такой формы в театре я не играла. Мне было очень страшно, это был такой новый опыт для меня, с которым я не сталкивалась. Поэтому Коламбина, Пьеро, Арлекин- это все такие маски, игровой театр, в который можно впрыгнуть и из него выпрыгнуть. И поэтому эту историю, мне кажется, можно было рассказать только таким образом. Потому что документальность, она бы была, наверное, неправдой. Нам, современным людям, сложно понять, что это были за отношения, почему, что это за форма любви такая? Поэтому я с удовольствием на это откликнулась».

Необычная, современная, стильная, завораживающая своим полумраком и некоторой недосказанностью пьеса о непростых отношениях трёх молодых людей — Блока, Менделеевой и Андрея Белого — заставляет зрителя стать частью истории любви Серебряного века посреди «холодного» Петербурга тех лет. Здесь, в театре «Пространство внутри», нет классической сцены и уже с первых секунд мы погружаемся в перепитии отношений двух поэтов и одной женщины.

Алёна Бабенко, исполнительница роли Любови Менделеевой, заслуженная артистка РФ :

«Сложно разобраться, такой клубок неизвестно каких отношений. Потому что, когда ты читаешь, например, дневники Белого и Любови Менделеевой, она пишет, что у нее ничего не было с Белым, а он считает, что было. Поэтому разобраться в некоторых вещах очень сложно. Мы можем только предположить, представить, нафантазировать, как это могло быть».

Возможно предположить, что место премьеры спектакля тоже было выбрано неслучайно. Реализм эпохи и личное присутствие именно в те года -начало 20-го века — подчеркивает интерьер театра. Старинный мебельный гарнитур, тканевый абажур над столом, музыканты в окнах, полумрак и вот мы уже в 1903 году, когда Люба и Саша обвенчались в церкви.

На сцене феерия чувств и только самые нежные воспоминаний о том дне, стихи Александра Блока, балетная лёгкость Любочки Менделеевой и уже незримая тень Андрея Белого в жизни молодых супругов. Как закономерный исход философии брака Александра Александровича, в котором он считал, что физическая близость с Любой -помеха их близости духовной. И в этот момент, когда девушка не может найти простой женской любви дома, и появляется Андрей Белый. Сцена погружается в незримые страдания героев-Блока и Любови- и зритель плачет вместе с ними ведь он часть этой жизненной трагедии.

Алёна Бабенко, исполнительница роли Любови Менделеевой, заслуженная артистка РФ :

«Она (Любовь Менделеева -прим.автора) в каком-то дневнике написала, что выбрала сознательно этот фаустовский путь, она так и назвала его, фаустовский. Там есть ключевая фраза, что ее не тянуло, а толкало к Блоку. А что это за сила, мы не можем сказать. Вот эта связь, которую трудно представить, трудно понять, но очень интересно о ней говорить».

«Мы, два старца, в сумрак таинственный

Бредем,– а в окнах свет

И дрожим мечтою единственной,

Искушенные мудростью бед»,

— писал Блок в своём цикле «Стихи о прекрасной даме».

Они были счастливы и несчастны одновременно, но прожили вместе всю жизнь. Её последним словом было «Саша». Он боготворил Любу все годы их совместной жизни.

Алла Дамскер, режиссер спектакля:

«Я думаю, что тема любви, ее достижения, невозможности ее достижения, попыток ее достижения актуальна будет всегда. Сколько живут люди, столько нас волнуют эти вопросы. Дай Бог долгой жизни этому спектаклю».

Алена Бабенко, Артур Козин и Александр Девятьяров-исполнители главных ролей. Их трио настолько гармонично взаимодействует на сцене, что кажется, будто они движутся в одной параллели , предлагая «свидетелям» драмы стать четвёртым нелишним в истории поэзии Серебряного века.

Алла Дамскер, режиссер спектакля:

«Как-то у меня довольно быстро возникла идея, что это должна быть Алена Бабенко, и что это будет очень интересно посмотреть на нее, такую разнообразную и актерски суперпрофессиональную исполнительницу в этой роли. Долго думала, честно скажу, про роли Блока и Белого. Это был мучительный кастинг. Но в итоге все срослось».

Уже в конце феврале герои пьесы вновь выйдут на сцену театра «Пространство внутри». И тем, кто хочет разобраться и запутаться в истории любви, режиссер и актёры приглашают в гости на спектакль «Любовь.Блок».

Текст подготовила Ксения Корсукова

Фото: Ксения Корсукова /Бизнес и образование

Поделиться:

от KseniaKors