25.01.2025

Геннадий Ососков рассказал, почему стал преподавателем высшей школы

Фото из личного архива Г.А.Ососкова

Геннадий Алексеевич Ососков – один из любимых преподавателей у студентов государственного университета «Дубна». Ососкову 93 года, и 70 из них он преподает студентам. Профессор, доктор наук в области физики и математики, главный научный сотрудник Объединенного института ядерных исследований, а еще исключительный человек, поэт и художник.

Корреспондент: Геннадий Алексеевич, почему вы решили связать свою судьбу с наукой?

Геннадий Ососков: Я вырос в семье преподавателей, и интерес к науке был для меня естественным. В детстве мечтал, что стану инженером и буду изобретать космические ракеты. После школы поступил на механико-математический факультет МГУ. Но ученым я там не стал. Много занимался общественной работой и спортом. Был чемпионом университета по бегу. А вот в аспирантуру попал к великолепным учителям-руководителям. Я напросился к профессору Александру Яковлевичу Хинчину – он был знаменитым специалистом по теории вероятности и перенес в Россию понятие теория информации. А потом Хинчин передал меня еще более знаменитому математику Андрею Николаевичу Колмогорову. Вот эти двое преподавателей сделали из меня ученого. В 26 лет я защитил кандидатскую диссертацию.

Когда в аспирантуре во мне проснулся ученый и я понял, что могу сам придумать какую-то теорию, доказать теорему и у меня получается – это был один из самых ярких и моментов в моей жизни.

Фото из личного архива Г.А.Ососкова

Корр.: Какой темой вы занимаетесь в науке? Что вас сейчас больше всего интересует в вашей научной области?

Г.Ососков: Я всегда занимался обработкой экспериментальных данных. Раньше не было искусственного интеллекта, было машинное обучение и поиск методов, которые с помощью математики и алгоритмов делали обработку данных возможной. И все было более менее понятно. Но в последние годы физики увлеклись наблюдением за частицей бозон Хиггса. Ее можно наблюдать, если перелопатить 10 миллионов наблюдений. Соответственно, статистику наблюдений надо было повышать. А чтобы повысить статистику, надо запускать не одну частицу, а очень много. Должно быть 10 миллионов столкновений в секунду. Причем из этих 10 миллионов будет только одно полезное. Запомнить всю эту груду информации невозможно, нет еще такой быстрой памяти. Поэтому надо из поступающего потока данных отобрать полезные и очень быстро их обработать. И это абсолютно новая проблема, которая сейчас занимает специалистов по обработке экспериментальных данных.

Нужно заставить старые алгоритмы работать быстрее или на основе искусственного интеллекта придумать новые, выполняя все требования физиков по точности и достоверности.

Картина Г.А.Ососкова «Церковь в Ратмино«

Корр.: Как вам кажется, каким надо быть в детстве, в юности, чтобы стать ученым? Поделитесь своим личным опытом.

Г.Ососков: Я думаю, мне повезло вырасти в семье, где родители любили друг друга и заботились о том, чтобы я рос свободным человеком. Меня мало ограничивали в детстве, а потом в школе мне тоже повезло с прекрасными и чуткими учителями.

Корр.: Вы очень востребованы в Лаборатории информационных технологий Объединенного института ядерных исследований и при этом продолжаете преподавать в университете. Чем вас привлекает профессия преподавателя?

Г.Ососков: Я помню, как мой преподаватель Хинчин разбудил во мне страсть к науке и беру с него пример. Каждый год я читаю в Институте системного анализа и управления университета «Дубна» зазывную лекцию о том, чем я занимаюсь. После этого обычно ко мне студенты просятся на диплом. Я им даю задачки и смотрю, на что они способны. Один из них, помню, был не очень силен. Но когда я ему рассказал, что эта задача прикладная, интересная, и у нее есть пути решения, он увлекся. И защитил диплом на 5. На защите ко мне подошел один профессор и сказал: «Я помню этого студента, он был ни на что не способен и всегда получал двойки. Как вы смогли его заинтересовать»? Вот главное – заинтересовать, объяснить, что конкретная задача может быть применима в жизни и подтолкнуть, чтобы студент сам начал ее решать, что всегда вдохновляет. После этого в студенте просыпается и интеллект, и интерес. Но нужен толчок. Сам процесс, когда будишь в человеке искру и видишь, как она раздувается и разгорается для него путеводной звездой – вот этот процесс мне очень нравится. Особенно, когда я вижу, как в ученике вырастает ученый и, в итоге, он может в чем-то превзойти учителя.

Текст подготовила Анна ЭПШТЕЙН

Поделиться:

от KseniaKors