
Всемирный день распространения информации об аутизме отмечается ежегодно 2 апреля, начиная с 2008 года. Термин “аутизм» впервые использовал швейцарский психиатр Эйген Блейлер в 1911 году, но современное его понимание сформировалось в 40-х годах XX века благодаря работам Лео Каннера и Ганса Аспергера. Психиатры описали характерные черты аутизма по своим пациентам.
Среди ярких особенностей — одержимость определёнными объектами, пассивность и трудности в социальном взаимодействии. Согласно ВОЗ, расстройства аутистического спектра (РАС) диагностируются примерно у одного из 59 новорожденных, а ключ к успешной адаптации людей с РАС, по мнению экспертов, – ранняя диагностика и комплексная педагогическая поддержка.

Какие бывают симптомы аутизма?
«Младенец в первые месяцы жизни находится сам в себе, он ещё не воспринимает окружающий мир. Так вот тот человек, у которого есть расстройство в этой области, он так и дальше продолжает жить — в своем мире в первую очередь. А окружающий мир воспринимает гораздо хуже. И этот человек чаще всего является очень чувствительным к проявлениям внешнего мира», — рассказала нейропсихолог и коррекционный педагог Мария Тодорова.
При аутизме у ребенка можно обнаружить следующие «красные флаги».
«У аутизма два основных симптома — это нарушение социального взаимодействия и ограниченный повторяющийся круг интересов», — рассказал детский врач — психиатр Пискунов Максим Викторович.
Эксперт выделил основные признаки аутизма:
1. Не обменивается радостными (теплыми) выражениями
2. Сглаженная мимика лица
3. Ограниченные интересы
4. Отсутствие реакции на имя
5. Бедный зрительный контакт
6. Отсутствие или изменение указательного жеста
7. Ограниченные согласные звуки
8. Ограниченная жестикуляция
9. Больший интерес к объектам, чем к людям
10. Ограниченная социальная игра
11. Повторное использование одних и тех же предметов
12. Повторяющиеся слова или фразы с одинаковой интонацией
13. Непринятие изменений во внешней среде
14. Длительное внимание к определенным объектам
15. Неблагоприятная реакция на сенсорные раздражители
Почему появляется аутизм?
«60-90% это генетический фактор, причем в большинстве случае это так называемые мутации de novo,» -поделился детский психиатр Максим Викторович Пискунов.
По словам врача-психиатра Сушкевича Антона Геннадьевича, аутизм — это нейроразнообразие, а именно — особенность развития мозга, которая формируется до рождения или в раннем возрасте.
«Аутистический спектр (РАС) включает разные формы- тяжёлые,-когда ребёнок не говорит и нуждается в постоянной помощи, и лёгкие — синдром Аспергера. Точные причины до конца не ясны, но ключевую роль играют такие факторы как генетика — наследственность, спонтанные мутации,- пренатальные факторы — инфекции, гипоксия, воздействие токсинов во время беременности. Нейробиологические особенности — отличия в структуре и связях мозга. Родители годами ищут виноватых — в себе, в прививках, в экологии, — но правда в том, что даже наука до сих пор не даёт чётких ответов», — резюмирует заведующий отделением детской и подростковой психиатрии клиники “МЕDСИ” Антон Сушкевич.
Получится ли у ребёнка при помощи коррекции преодолеть сложности взаимодействия с окружающим миром — открытый вопрос. Сможет ли ребенок в итоге воспринимать родителей за родных людей, заводить друзей в будущем — даже с учётом выполнения всех рекомендаций — также «лотерея».
Зависит это и от индивидуальных особенностей. Если аутизм лёгкой формы, то критически на качество жизни и построение социальных взаимосвязей он не повлияет. РАС в таком случае обнаруживают в школьном возрасте. И, наоборот, если есть когнитивные нарушения, проблемы с речью, — построить крепкие социальные связи сложнее.
Связан ли аутизм с интеллектом?
По словам врача-психиатра Антона Сушкевича более 50% детей с аутизмом имеют серьёзные когнитивные нарушения, которые ограничивают их в самостоятельности. По этой причине большинство детей с тяжелыми формами аутизма не может комфортно учиться в обычной школе и заводить друзей.

«Интеллект при аутизме может быть любым: у некоторых — высокий IQ, особенно это выражено при синдроме Аспергера, у других — задержка развития, но это не всегда значит низкий интеллект, иногда проблема в самом тестировании. Главные трудности — не в интеллекте, а в обработке информации, общении и адаптации,» — подтвердил эксперт.
Исследование ВЦИОМ 2022 года показало, что лишь 22% россиян хорошо осведомлены о расстройствах аутистического спектра, в то время как 55% имеют лишь поверхностное представление об аутизме.
«Проблема в том, что РАС ассоциируется с инвалидностью и неспособностью к нормальной жизни, но это миф. Боятся, потому что думают, что у ребенка не будет будущего, но на самом деле многое зависит от поддержки. РАС – это другой способ восприятия мира, а не приговор,» — рассказала нейропсихолог Мария Тодорова.
Каков мир глазами людей с РАС?
«Мир глазами аутиста: не романтика, а разорванная картинка, несобранный пазл. Это не «особый взгляд на мир», а ежесекундная перегрузка. Звук дождя режет, как нож. Яркий свет сводит с ума. Любое изменение ощущается как катастрофа. И самое страшное — они не могут это объяснить. Они заперты в своём сознании, как в тюрьме без дверей. Как в космосе», — поясняет Антон Геннадьевич.
«Часто у него может быть сверхчувствительность или, наоборот, низкая чувствительность к звукам, свету, прикосновениям. Может быть сильная потребность в порядке, четких ритуалах, буквальном понимании слов. Из-за этого могут возникать сложности в общении со сверстниками,» — рассказала Мария Тодорова.
Что необходимо делать родителям?
Психиатр Антон Геннадьевич Сушкевич поделился следующими рекомендациями:
— Принять ребёнка таким, какой он есть.
— Создать предсказуемую среду (режим, правила).
— Использовать визуальную поддержку (картинки, расписания).
— Не давить на зрительный контакт или «нормальное» поведение.
— Найти «язык» ребёнка (через интересы, сенсорные игры).
— Обратиться к специалистам, но избегать шарлатанов.
«Главное – не паниковать и не сравнивать ребенка с другими. Не пытаться его «исправить», а помочь ему адаптироваться к миру. Поддержка, понимание, создание комфортной среды – вот что важно. Родителям стоит изучать информацию, обращаться к специалистам и находить сильные стороны своего ребенка», — поделилась коррекционный педагог Мария Тодорова.
Техники для коррекции РАС
Врачи рекомендуют использовать меры коррекции, которые помогут ребёнку адаптироваться в окружающем мире:
Поведенческую терапию — АВА, DIR/Floortime, Логопедия, Сенсорная интеграция, Медикаменты (только при сопутствующих проблемах).
АВА-терапия (прикладной анализ поведения) — метод обучения, основанный на системе поощрений и последствий для выработки желательных навыков и коррекции нежелательного поведения у детей.
DIR/Floortime — это подход к работе с детьми с РАС, фокусирующийся на установлении эмоциональной связи и коммуникации. Взрослый взаимодействует с ребенком на его уровне (на полу), используя игру для развития социальных и коммуникативных навыков.
Можно ли обнаружить РАС во взрослом возрасте?
«Да, особенно если форма лёгкая. Признаки: трудности в общении, построении отношений, непонимание социальных норм, сильная привязанность к рутине, сенсорные особенности. Многие взрослые узнают о своём аутизме только после диагностики», — поделился психиатр Антон Геннадьевич Сушкевич.
«Люди дождя», по мнению специалистов, благодаря зацикленности на деталях и внутреннем мире наделены особыми талантами — творческими способностями, инновационными взглядами на действительность, которые впоследствии из обычных «странностей» могут стать их призванием. Так, обладателями синдрома Аспенгера являются Илон Маск и Вуди Аллен.
Для поддержки комфортного уровня жизни уже взрослых людей с РАС врачи рекомендуют чаще общаться с близкими людьми, использовать техники саморегуляции (например, noise-cancelling наушники при сенсорной перегрузке), не винить себя за необычное поведение, принимать участие в аутистических сообществах, заниматься научной деятельностью, волонтерством.
Об аутизме рассказала Анна Соколова