18.04.2025
Фото: Бизнес и образование

Всемирный день распространения информации об аутизме отмечается ежегодно 2 апреля, начиная с 2008 года. Термин “аутизм» впервые использовал швейцарский психиатр Эйген Блейлер в 1911 году, но современное его понимание сформировалось в 40-х годах XX века благодаря работам Лео Каннера и Ганса Аспергера. Психиатры описали характерные черты аутизма по своим пациентам.

Среди ярких особенностей — одержимость определёнными объектами, пассивность и трудности в социальном взаимодействии.  Согласно ВОЗ, расстройства аутистического спектра (РАС) диагностируются примерно у одного из 59 новорожденных, а ключ к успешной адаптации людей с РАС, по мнению экспертов,  – ранняя диагностика и комплексная педагогическая поддержка.

Фото: Бизнес и образование

Какие бывают симптомы аутизма?

«Младенец в первые месяцы жизни находится сам в себе, он ещё не воспринимает окружающий мир. Так вот тот человек, у которого есть расстройство в этой области, он так и дальше продолжает жить — в своем мире в первую очередь. А окружающий мир воспринимает гораздо хуже. И этот человек чаще всего является очень чувствительным к проявлениям внешнего мира»,  —  рассказала нейропсихолог и коррекционный педагог Мария Тодорова.

При аутизме у ребенка можно обнаружить следующие «красные флаги».

«У аутизма два основных симптома — это нарушение социального взаимодействия и ограниченный повторяющийся круг интересов», — рассказал детский врач — психиатр Пискунов Максим Викторович.

Эксперт выделил основные признаки аутизма:

1.⁠ ⁠Не обменивается радостными (теплыми) выражениями 

2.⁠ ⁠Сглаженная мимика лица 

3.⁠ ⁠Ограниченные интересы 

4.⁠ ⁠Отсутствие реакции на имя 

5.⁠ ⁠Бедный зрительный контакт 

6.⁠ ⁠Отсутствие или изменение указательного жеста 

7.⁠ ⁠Ограниченные согласные звуки 

8.⁠ ⁠Ограниченная жестикуляция

9.⁠ ⁠Больший интерес к объектам, чем к людям

10.⁠ ⁠Ограниченная социальная игра

11.⁠ ⁠Повторное использование одних и тех же предметов

12.⁠ ⁠Повторяющиеся слова или фразы с одинаковой интонацией

13.⁠ ⁠Непринятие изменений во внешней среде 

14.⁠ ⁠Длительное внимание к определенным объектам 

15.⁠ ⁠Неблагоприятная реакция на сенсорные раздражители

Почему появляется аутизм? 

«60-90% это генетический фактор, причем в большинстве случае это так называемые мутации de novo,» -поделился детский психиатр Максим Викторович Пискунов.

По словам врача-психиатра Сушкевича Антона Геннадьевича, аутизм — это нейроразнообразие, а именно — особенность развития мозга, которая формируется до рождения или в раннем возрасте.

«Аутистический спектр (РАС) включает разные формы- тяжёлые,-когда ребёнок не говорит и нуждается в постоянной помощи, и лёгкие — синдром Аспергера. Точные причины до конца не ясны, но ключевую роль играют такие факторы как  генетика — наследственность, спонтанные мутации,- пренатальные факторы — инфекции, гипоксия, воздействие токсинов во время беременности. Нейробиологические особенности — отличия в структуре и связях мозга. Родители годами ищут виноватых — в себе, в прививках, в экологии, — но правда в том, что даже наука до сих пор не даёт чётких ответов», — резюмирует заведующий отделением детской и подростковой психиатрии клиники “МЕDСИ” Антон Сушкевич.

Получится ли у ребёнка при помощи коррекции преодолеть сложности взаимодействия с окружающим миром — открытый вопрос. Сможет ли ребенок в итоге воспринимать родителей за родных людей, заводить друзей в будущем — даже с учётом выполнения всех рекомендаций — также «лотерея».

Зависит это и от индивидуальных особенностей. Если аутизм лёгкой формы, то критически на качество жизни и построение социальных взаимосвязей он не повлияет. РАС в таком случае обнаруживают в школьном возрасте. И, наоборот, если есть когнитивные нарушения, проблемы с речью,  — построить крепкие социальные связи сложнее.

Связан ли аутизм с интеллектом?

По словам врача-психиатра Антона Сушкевича более 50% детей с аутизмом имеют серьёзные когнитивные нарушения, которые ограничивают их в самостоятельности. По этой причине большинство детей с тяжелыми формами аутизма не может комфортно учиться в обычной школе и заводить друзей.

Фото: Бизнес и образование

«Интеллект при аутизме может быть любым:  у некоторых — высокий IQ, особенно это выражено при синдроме Аспергера, у других — задержка развития, но это не всегда значит низкий интеллект, иногда проблема в самом тестировании.   Главные трудности — не в интеллекте, а в обработке информации, общении и адаптации,» — подтвердил эксперт.

Исследование ВЦИОМ 2022 года показало, что лишь 22% россиян хорошо осведомлены о расстройствах аутистического спектра, в то время как 55% имеют лишь поверхностное представление об аутизме.

«Проблема в том, что РАС ассоциируется с инвалидностью и неспособностью к нормальной жизни, но это миф. Боятся, потому что думают, что у ребенка не будет будущего, но на самом деле многое зависит от поддержки. РАС – это другой способ восприятия мира, а не приговор,»  —  рассказала нейропсихолог Мария Тодорова.

Каков мир глазами людей с РАС?

«Мир глазами аутиста: не романтика, а разорванная картинка, несобранный пазл. Это не «особый взгляд на мир», а ежесекундная перегрузка. Звук дождя режет, как нож. Яркий свет сводит с ума. Любое изменение ощущается как катастрофа. И самое страшное — они не могут это объяснить. Они заперты в своём сознании, как в тюрьме без дверей. Как в космосе»,  — поясняет Антон Геннадьевич.

«Часто у него может быть сверхчувствительность или, наоборот, низкая чувствительность к звукам, свету, прикосновениям. Может быть сильная потребность в порядке, четких ритуалах, буквальном понимании слов. Из-за этого могут возникать сложности в общении со сверстниками,» — рассказала Мария Тодорова.

Что необходимо делать родителям?

Психиатр Антон Геннадьевич Сушкевич поделился следующими рекомендациями:

— Принять ребёнка таким, какой он есть.  

— Создать предсказуемую среду (режим, правила).  

— Использовать визуальную поддержку (картинки, расписания).

— Не давить на зрительный контакт или «нормальное» поведение.  

— Найти «язык» ребёнка (через интересы, сенсорные игры).  

— Обратиться к специалистам, но избегать шарлатанов.  

«Главное – не паниковать и не сравнивать ребенка с другими. Не пытаться его «исправить», а помочь ему адаптироваться к миру. Поддержка, понимание, создание комфортной среды – вот что важно. Родителям стоит изучать информацию, обращаться к специалистам и находить сильные стороны своего ребенка», — поделилась коррекционный педагог Мария Тодорова.

Техники для коррекции РАС

Врачи рекомендуют использовать меры коррекции, которые помогут ребёнку адаптироваться в окружающем мире:

Поведенческую терапию — АВА, DIR/Floortime, Логопедия, Сенсорная интеграция, Медикаменты (только при сопутствующих проблемах).

АВА-терапия (прикладной анализ поведения) — метод обучения, основанный на системе поощрений и последствий для выработки желательных навыков и коррекции нежелательного поведения у детей.

DIR/Floortime — это подход к работе с детьми с РАС, фокусирующийся на установлении эмоциональной связи и коммуникации. Взрослый взаимодействует с ребенком на его уровне (на полу), используя игру для развития социальных и коммуникативных навыков.

Можно ли обнаружить РАС во взрослом возрасте?

«Да, особенно если форма лёгкая. Признаки: трудности в общении, построении отношений, непонимание социальных норм, сильная привязанность к рутине, сенсорные особенности. Многие взрослые узнают о своём аутизме только после диагностики», — поделился психиатр Антон Геннадьевич Сушкевич.

«Люди дождя», по мнению специалистов, благодаря зацикленности на деталях и внутреннем мире наделены особыми талантами — творческими способностями, инновационными взглядами на действительность, которые впоследствии из обычных «странностей» могут стать их призванием. Так, обладателями синдрома Аспенгера являются Илон Маск и Вуди Аллен.

Для поддержки комфортного уровня жизни уже взрослых людей с РАС врачи рекомендуют чаще общаться с близкими людьми, использовать техники саморегуляции (например, noise-cancelling наушники при сенсорной перегрузке), не винить себя за необычное поведение, принимать участие в аутистических сообществах, заниматься научной деятельностью, волонтерством.

Об аутизме рассказала Анна Соколова

Поделиться:

от KseniaKors