10.09.2024

Судьба инфоблогеров, коучей и наставников должна была решиться 11 декабря в Госдуме, где состоялось заседание круглого стола на тему: «Актуальные вопросы законодательного урегулирования наставничества, консультирования и иных услуг образовательного характера».

На заседании обсуждалась необходимость введения отдельного кода для блогеров в ОКВЭД (общероссийский классификатор видов экономической деятельности). С тех пор, как количество инфлюенсеров, ведущих предпринимательскую деятельность на различных интернет-платформах, и имеющих более одного миллиона подписчиков, выросло до одной тысячи, власти задумались о контроле деятельности блогеров. Как и стоило ожидать, мнения экспертов разделились.

Психолог и писатель Михаил Лабковский утверждает, что преподаватели курсов в интернете должны иметь дипломы государственного образца, чтобы конечный потребитель получал психологическую помощь только на основе “проверенных” методов. И здесь приходит на помощь специальный код в ОКВЭД, для присвоения которого наставнику необходимо будет выполнить требования для получения классификации. Коуч также обратил внимание на необходимость привлечения банковского сектора для появления рассрочек и других операций при покупке инфопродукта:

«Всегда прошу слушателей не покупать мои курсы на последние деньги».

Также Лабковский считает, что блогерам

«не нужно ООО, это дорого, это НДС».

Поэтому введение нового кода для блогеров целесообразно, если речь идет о законодательном регулировании. С его точки зрения коучам важно регистрироваться как официальные СМИ при достижении большого числа подписчиков для отслеживания государством их деятельности во избежание появления и распространения негативного контента.

В то же время Антон Шалаев, руководитель Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, “вышел в оппозицию”, отметив, что

“ОКВЭД отрасль не регулирует. Это не более чем инструмент для решения задачи. Наличие ОКВЭДа позволит понимать, какие цифры реально будут стоять перед нами…”.

Если речь идёт не только о сборе статистических данных касательно определенной отрасли (в чем коды для блогеров, несомненно, помогли бы), то нововведения и поправки законов об ОКВЭД, по мнению Антона Шалаева, не являются актуальными на сегодняшний день.

На заседании Константин Новосёлов, заместитель начальника Контрольного управления ФНС России, рассмотрел вопрос о введении специального кода с точки зрения рекламы:

“Блогеры, делая рекламу для себя, своих курсов, создают так называемые прогревы, что по сути и есть реклама. Может быть, имеет смысл поправить закон о рекламе; если будет какая-то грамотная и прозрачная политика, то никто не будет рекламировать то, чего не существует”.

Здесь Константин говорит о распространенной проблеме покупателей инфопродуктов, которые под воздействием громких слов и обещаний блогеров и наставников покупают курс, который, в сущности, содержит информацию из открытого доступа или вовсе отсутствует при переходе на ссылку на соответствующий продукт. В таком случае введение специального кода может помочь предотвратить случаи мошенничества, таким образом защищая потребителей мечом закона, разрезающим темную ткань деятельности блогеров.

Итогом заседания стало почти всеобщее соглашение с необходимостью ввода специального кода, но обязательно “с осторожностью”. Представители власти и блогосферы обратили внимание на “окрас” блогерской деятельности, в которой совершаются противоправные действия.

“Для всех всё одинаково”,

— утверждает Юрий Горяинов, представитель МВД.–

«Налоги надо платить».

Анна Кукляева, корреспондент

Поделиться:

от KseniaKors